Як-9 - это самый массовый советский
истребитель во Втором Мировой войне. Самолет базировался на предыдущих разработках
КБ Яковлева (Як-3 и Як-7), но в его конструкцию были введены дюралюминиевые элементы,
позволившие улучшить характеристики самолета. На базе самолета было построено
множество модификаций (15 серийных вариантов), включая истребители вооруженные
45-мм пушкой. Все модификации истребителя обладали отменными лётно-техническими
характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов,
приводящих к авариям. Всего с октября 1942 по декабрь 1948 г. было построено 16769
самолётов этого типа. Самолет представлял из себя одномоторный поршневой
моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом и убирающимся в полете трехопорным
шасси; имел смешанную конструкцию, изготовленную из дерева, фанеры, полотна и
дюраля. Сзади летчика защищали бронестекла, также имелась броневая плита, установленная
за спинкой сидения. На Як-9 был установлен двигатель водяного охлаждения с двенадцатью
цилиндрами и мощностью 1180 л.с. Истребитель был оснащен металлическим трехлопастным
винтом ВИШ-61П с изменяемым шагом. Вооружение Як-9 состояло из центральной пушки,
размещенной в развале двигателя, и синхронного пулемета, стрелявшего через плоскость
винта. Изначально на Як-9 была установлена орудие ШВАК (20-мм) и пулемет УБС (12,7-мм).
На последующих модификациях машины вооружение неоднократно усиливалось. На
Черноморском флоте этот самолет в модифкации Як-9Д был принят на вооружение в
состав 6-го гвардейского авиаполка в октябре 1943 г. Эти самолеты активно участвовали
в боевых действиях ВВС Черноморского флота. Як-9Д пробыл на вооружении полка до
середины 1947 г.
Як-9Д : Основные
характеристики | Масса, кг | 3174 |
Размах крыла, м | 9,74 |
Длина самолета, м | 8,5 |
Высота самолета, м | 3 |
Дальность полета, км | 1360 |
Потолок высоты, м | 9800 |
Максимальная скорость, км/ч | 591 |
Экипаж, человек | 1 |
Вооружение: 1 20-мм авиапушка ШВАК (120 снарядов),
1 12,7-мм пулемет УБС (200 патронов) | |