Корабельный зенитный ракетный комплекс М-11 разрабатывался по Постановлению
Совета Министров СССР номер 846-382 от 25.07.1959 г. Головным по системе в целом
было назначено НИИ-10 ГКРЭ, главный конструктор Г.Н.Волгин. Пусковыми установками
занималось ЦКБ-34. Первоначально комплекс М-11 с пусковой установкой СМ-102
предназначался для кораблей пр.1126. Но работы по этому проекту были прекращены
Постановлением СМ № 565-236 от 21.06.1961 г., в связи с чем были прекращены работы
и по комплексу М-11. Однако уже 27.07.1961 г. вышло Постановление СМ № 846-382
о продолжении работ по М-11, но уже для корабля пр.1123. НИИ-10 в апреле
1962 г. закончил эскизный проект комплекса ЗУР М-11 и передал заказчику. В процессе
разработки эскизного проекта была выявлена невозможность построения СУ М-11 на
базе комплекса М-1 из-за требования универсальности (по надводным кораблям), увеличения
вдвое дальности и помехозащищенности. В мае 1962 г. после окончания эскизного
проекта 0КБ-2 принципиально изменило аэродинамическую схему и габариты ракеты
В-611, что потребовало полной переработки ПУ СМ-136, контура управления и т.д.
Новый эскизный проект был утвержден лишь в 1963 году. Корабельные испытания
ЗРК М-11 проходил на опытном судне ОС-24, бывшем крейсер "Ворошилов" пр.26, переделанном
в 1961 г. в пр.33 для испытания различных типов ракет. В сентябре-октябре
1967 г. были успешно сданы два серийных комплекса М-11 на головной противолодочный
крейсер "Москва" пр.1123. Комплекс М-11 с ракетой В-611 был принят на вооружение
в 1969 году и получил наименование "Шторм". В последующем им были вооружены корабли
пр. 1134А, 1134Б и 1143. К концу 80-х годов ЗРК "Шторм" был присвоен псевдоним
"Шквал". На Западе комплекс получил обозначение SA-N-3 "Goblet" ("Кубок"). Зенитная
ракета В-611 (4К60), разработанная в КБ "Факел", одноступенчатая, твердотопливная.
Осколочно-фугасная боевая часть оснащена неконтактным взрывателем. Допустимый
промах ракеты 40 м (т.е. предельное расстояние, на котором цель будет поражена
с необходимой вероятностью). В качестве поражающих элементов в боевой части применены
готовые осколки из высокопрочной стали. Ракеты поступают на корабли в снаряженном
состоянии, готовые к пуску и в течение всего срока хранения на корабле не требуют
проверок. Система управления огнем "Гром" имеет два радиолокационных канала
самонаведения одной цели, работающих для повышения помехозащищенности в различных
диапазонах волн и использующих моноимпульсный метод пеленгации. На различных частотах
работают и два радиолокационных канала телеуправления двумя ракетами. Это обеспечивает
невозможность одновременного подавления двух целевых и двух ракетных каналов одиночной
прицельной и скользящей шумовой помехой большой мощности. Воздушная или надводная
цель, принятая по линиям целеуказания, непрерывно сопровождается двухканальной
системой управления "Гром" по отраженным от цели сигналам. По данным сопровождения
вырабатываются углы наведения ПУ и координаты упрежденной точки встречи ракеты
с целью. После пуска на борт каждой ракеты по линии передач команд передаются
импульсы запроса, на которые ответчик бортовой аппаратуры ракет дает ответы-сигналы,
по которым идет их непрерывное сопровождение и выработка команд наведения двух
ракет на одну цель.Пусковая установка с устройством хранения, подачи и заряжания
разработана ЦКБ-34 совместно с заводом "Большевик", поэтому ПУ первоначально имели
индексы СМ (ЦКБ-34), а затем Б ("Большевик"). ПУ комплекса М-11 производилась
в трех вариантах. На крейсер пр.1123 устанавливаются две ПУ Б-189 с двухярусным
расположением устройств хранения, подачи и заряжания. На каждом ярусе располагаются
4 барабана по 6 ракет в каждом. Устройство хранения, подачи и заряжания ПУ Б-187
кораблей пр.1134А одноярусные и аналогичны верхнему ярусу устройства хранения,
подачи и заряжания 1-го варианта. На больших противолодочных кораблях пр.1134Б
устанавливаются две ПУ Б-187А с одноярусным расположением устройств хранения в
конвейерном исполнении. Комплекс на экспортне поставлялся и в боевых действиях
не участвовал. В 1972 году прошел модернизацию, в задачу которой входило снижение
нижней границы зоны поражения и обеспечение возможности стрельбы по маневрирующим
целям и вдогон. После модернизации комплекс получил наименование "Шторм-М" и в
том же году был принят на вооружение. В 1980-1986 годах комплекс подвергся модернизации
для стрельбы по низковысотным противокорабельным ракетам. ЗРК получил название
"Шторм-Н", а ракета - В-611М (4К65).
М-11 "Шторм"
: основные характеристики | Максимальная
скорость полета ракеты, м/с | 1200 |
Скорость полета ракеты в зоне поражения, м/с |
650-800 | Дальность
действия, км | 55 |
Вес осколочно-фугасной боевой части, кг |
120 | Стартовый
вес, кг | 1844 |
Длина ракеты, мм |
6100 | Диаметр корпуса ракеты, мм |
600 | Размах
крыльев, мм | 1400 |
|