В 1962 году на вооружение была принята первая
самонаводящаяся торпеда 53-61 для поражения надводных
кораблей. В качестве двигателя в ней применена
газовая турбина, работающая на керосине и маловодной
перекиси водорода.
Торпеда 53-61 создана в ЦНИИ "Гидроприбор".
Калибр ее 533 мм, вес взрывчатого вещества в боевой
части 305 кг.
Торпеда имела два режима скорости и дальности
хода: при скорости хода 55 узлов дальность хода
составляла 15 км, а при скорости 35 узлов - 22
км. Переключение режимов происходило на дистанции
хода торпеды автоматически после прохождения установленного
перед выстрелом пути.
Торпеда имела акустическую активную систему самонаведения
"Андромеда", обеспечивавшую наведение
торпеды на корабль-цель по кильватерному следу.
На основании положительных результатов испытаний
оптическая система самонаведения, разработанная
ГОИ им. Вавилова, Приказом министра обороны №
205 от 20 июля 1964 года была принята на вооружение
ВМФ для применения в дальноходных газотурбинных
торпедах 53-57 и 53-61. Системе присвоен шифр
С-380. Модернизированные торпеды, укомплектованные
системой С-380, получили шифры 53-57М и 53-61М.
С-380 применялась для стрельбы с подводных лодок
и надводных кораблей по надводным кораблям с осадкой
менее 4 м. Система самонаведения обеспечивала
автоматическое наведение торпеды по кильватерной
струе на прямоидущий и маневрирующий корабль при
скорости от 12 до 36 узлов и углах встречи торпеды
с кильватерной струей в пределах + 15-165
градусов на глубинах хода торпеды от 3 м до осадки
цели плюс 4 м.
Чувствительность системы самонаведения обеспечивала
индикацию кильватерной струи кораблей длиной более
100 м и осадкой 4 м на расстоянии от кормы: до
600 м при скорости 10-12 узлов; 1000-1500 м при
скорости 18 узлов; до 2000 м при скорости свыше
24 узлов.
Система самонаведения зависила от действия акустических
охранителей. В случае обгона торпедой цели система
самонаведения обеспечивала вторичный поиск кильватерной
струи.
53-61 : основные характеристики |
Калибр, мм |
533
|
Масса ВВ, кг |
305
|
Скорость хода, уз |
35/55
|
Дальность хода, км |
22/15
|
|