|
| 30
августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с
зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех. На большой противолодочный
корабль (БПК) "Отважный" возлагалась задача обеспечения учебных занятий
четырех противолодочных кораблей. | В 8.55 БПК вышел в море
и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую
тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию
о готовности к началу учения. В 9.58 на мостике почувствовали слабое сотрясение
корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв. Машины немедленно остановили
и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго,
более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма
и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе ракетного
погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва оторвало
крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую
дымовую трубу правого борта. В этом районе начался сильный пожар. Личный состав
приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля. Как впоследствии
установили специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом Флота Советского
Союза С. Г. Горшковым, на основании личного опроса, письменных докладов и объяснений
очевидцев происшествия личного состава "Отважного", анализа динамики событий,
сопоставления фактов и расчетных величин, на корабле произошло следующее. После
объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля
ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились
15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса "Волна",
как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней
связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем мичман
с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой
установки - 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Сразу же после щелчка
последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом
барабане. Не включив средства пожаротушения, мичман покинул пост и побежал по
коридору в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв, ударной
волной которого его отбросило в сторону... Расследование показало, что
после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд
(время уточнили в ходе "следственного эксперимента" на однотипном БПК
"Комсомолец Украины", замеряя секундомером продолжительность "пробега"
мичмана от поста до места падения после взрыва). Как выяснилось впоследствии,
пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя
одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и
последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет.
Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу
погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и
отрыва крыши. В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались
две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля. Как
же проходила борьба личного состава "Отважного" и экипажей подошедших
на помощь кораблей за живучесть и непотопляемость БПК? После того как в 10 часов
объявили боевую тревогу и через минуту - аварийную, в погребе № 8 и коридорах
№ 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил крен 12° на правый
борт. Между 10.10 и 10.20 дали команды включить систему водяной защиты, орошение
погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы
обеих систем вышли из строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и
их подобрали подошедшие корабли. В 10.23 личному составу, находящемуся
в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме усилился.
Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов. На помощь
"Отважному" в 10.40 подошел эсминец "Сознательный" и спустя
12 минут - эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная
партия. В 10.54 "Сознательный" начал буксировку "Отважного",
имевшего крен 13° на мелкое место в район Херсонеса. Через семь минут для спрямления
БПК начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло.
| Корма
"Отважного" погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт
увеличился до 16°. С корабля эвакуировали секретные документы на "Бедовый".
В 11. 24 сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14°. Погреба № 6 и № 7 затопили
с помощью шлангов пожарной системы. Для оказания помощи "Отважному"
в 11.55 к нему подошел БПК "Комсомолец Украины". | В
11.59 пожар локализовали, из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался
буксир "Сознательного", с "Бедового" начали заводить новый.
Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался, и в 12.27 дали команду
прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом машинном
отделении включили систему "ЖС" химического тушения. В 12.49 "Бедовый"
со скоростью 3 уз начал буксировку "Отважного", крен которого увеличился
до 17 °. Подошедшие спасательные суда (в 12.55 - "Бештау", в
13.20 - СС-15 и СС-26, спустя еще четыре минуты - пожарно-дезактивационное судно
"Пламя") начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда попыток
в 14.30 начали откачку воды из кормовых отсеков. Однако через 17 минут произошел
взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10. По-видимому, одновременно взорвалась
и цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса
отсеке в корме. Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое
место. Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°, но в 15.07 стабилизировался
на 27°. Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на
приборы, и в 15.12 личному составу приказали покинуть корабль. Последним с "Отважного"
сошел его командир.
| В
15.35 корабль начал погружаться кормой без опрокидывания, и с "Бедового"
отдали буксир. Спустя 12 минут "Отважный" скрылся под водой. Глубина
моря в этом месте составляла около 125 м... | С момента обнаружения
пожара до затопления корабля прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних
взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых
отсеков оказались затопленными. После затопления четырех отсеков в кормовой части
крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость.
Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести был исчерпан и "Отважный"
затонул, показав высокую живучесть. Согласно спецификации, корабли данного проекта
должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость после затопления только
трех смежных отсеков корпуса. Из 287 человек личного состава и проходивших
на "Отважном" практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека
(19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав корабля при тушении пожара, в
борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело.
Были приняты все меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся в погребе
№ 8, "Отважный" получил настолько сильные повреждения, что спасти его
оказалось невозможно. Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины
гибели БПК "Отважный", в своем заключении предложила провести огневые
натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного
ракетного комплекса (ЗРК) "Волна" с ракетами В-601 на опытовом натурном
отсеке корабля проекта 61. Такие испытания имели целью проверить достаточность
предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном срабатывании одного
из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать дополнительные мероприятия
для повышения до нужного уровня этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами
В-601. В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного
решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП)
на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977 году изготовили натурный
отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым
погребом № 8 ЗРК "Волна-М". В конструктивном отношении опытовый отсек
полностью соответствовал участку корпуса с надстройкой в районе 199-222 шпангоутов.
Совместным решением ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили
программу проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись
на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978 - 1979 годах. Программа предусматривала
все возможные варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателей
ракет В-601, определение характера развития аварии, проверку надежности удержания
при этом ракет в барабанах, пути повышения пожаро- и взрывобезопасности погреба
и, наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий. В
результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в "Отчете междуведомственной
Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний средств противопожарной
и противовзрывной защиты погреба ЗРК "Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке
корабля проекта 61", подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий
основной вывод: "Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты
погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой
надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они
предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и
обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения
существенных повреждений оборудованию". Штатные выхлопные устройства погребов,
- констатировала комиссия, - обеспечивают при возникновении аварийной ситуации
сброс давления в течение 1-2 секунд. Как следует из заключения междуведомственной
комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией
по обслуживанию погребов ракетного комплекса "Волна" мероприятий и включении
корабельных средств пожаротушения развитие аварии на БПК "Отважный"
удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым
мичманом, решили трагическую участь корабля. В конце сентября 1974 года
по приказу главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова
в Севастополь была направлена комиссия во главе с заместителем главкома начальником
тыла ВМФ вице-адмиралом Л. В. Мизиным. Перед комиссией поставили задачу рассмотреть
возможность и предложить метод подъема затонувшего БПК "Отважный". Ознакомившись
на месте с конструкцией однотипного корабля и со всеми обстоятельствами катастрофы,
комиссия вышла в море к месту гибели "Отважного", где ее члены капитан
1 ранга Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков, опустившись под воду в наблюдательной
камере, лично осмотрели затонувший БПК. Он лежал на глубине около 120 м на илистом
грунте с небольшими дифферентом на корму и креном на правый борт. В районе кормового
ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен
(кормовая часть имела крен больший, чем остальной корпус). Надстройки, изготовленные
из легких сплавов, сильно обгорели. Дальнейшая работа комиссии пошла несколько
в ином направлении,чем предписал главком ВМФ, а именно по линии оценки целесообразности
подъема корабля. Для этого пришлось опросить все организации Черноморского флота,
заинтересованные в подобной операции. Положительный ответ дала только одна, заявив
о необходимости демонтажа и подъема радиолокационных антенн, чтобы с ними не мог
ознакомиться вероятный противник. Учитывая исключительную трудность подъема "Отважного"
(удаленный от берега открытый ветру и волнению район, большая глубина затопления,
наметившийся разлом корпуса и значительная его масса), комиссия рекомендовала
корабль не поднимать, ограничившись необходимым демонтажем оборудования.
Доклад комиссии вызвал крейне негативную реакцию главкома ВМФ, заявившего, что
она не выполнила поставленной задачи и вместо того чтобы предложить способ подъема
нашла доводы в пользу отказа от него. В раздражении С.Г. Горшков приводил оскорбительные
высказывания иностранной печати, что "русские потеряли лучший корабль и не
могут поднять даже гайки с него". Под его давлением Аварийно-спасательная
служба (АСС) в лице Ю.К. Сенатского дала обязательство поднять «Отважный». Фактически
же, как и предполагалось, демонтировали и подняли только радиолокационные антенны,
а сам корабль взорвали, так что почти вся возвышавшаяся над грунтом его часть
была уничтожена. Этим была поставлена точка в вопросе о подъеме БПК "Отважный".
| |