Фрегат "Гетман Сагайдачный" ВМС Украины
Тактико-технические характеристики фрегата Водоизмещение стандартное:
3274 т. Водоизмещение полное: 3642 т. Размеры: длина - 123 м, ширина -
14,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода: 31 уз. Дальность плавания:
3636 миль при 14 узлах, 1600 миль при 30 узлах Силовая установка: 1х46000
л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с. маршевая М62, 2х17000 л.с. форсажная М8К) - зав.№201-203
(на последних М7Н - зав.№207-209), ДГ ДГАС-500МШ по 500 кВт Вооружение: 1х1
100-мм артустановка АК-100, 2х6 30-мм автоматы АК-630М, 1х2 пусковая установка
ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА2», 2х4 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135,
2х12 реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 1 вертолет Ка-27ПС.
Радиотехническое вооружение: РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА», РЛС РЭБ
МП-401С «Старт-С», НРЛС «Волга»,ГАС МГК-335С «Платина-С», ГАС МГ-345 «Бронза»,
ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», ГАС приема сигналов гидроакустических
буев МГС-407, станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ, комплекс
связи Р-782 «Буран», СУ МР-114 «Лев». Экипаж: 193 чел. История корабля: Хорошие
мореходные качества флотских сторожевых кораблей пр.1135 (шифр "Буревестник")
обратили на себя внимание пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль
для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 70-х годов ХХ века. По
тактико-техническому заданию, выданному КГБ в Северном ПКБ был выполнен проект
пограничного корабля (номер проекта 11351, шифр "Нерей"). Главный конструктор
А.К. Шныров, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Г. Басов. По сравнению
с базовым пр.1135 были произведены следующие изменения: вместо демонтированного
комплекса противолодочных управляемых ракет была размещена одна 100-мм артустановка
АК-100, а РЛС управления "Лев" перенесена на носовую надстройку, вместо
всего кормового комплекса вооружения размещена взлетно-посадочная площадка с ангаром
и двумя 30-мм автоматами с РЛС управления "Вымпел". Гидроакустика также
была изменена - размещена подкильная ГАС "Платина-С" и буксируемая ГАС
"Бронза". В результате изменений стандартное водоизмещение возросло
на 370 т. Благодаря увеличению мощности форсажных двигателей скорость полного
хода осталась неизменной. Строительство проекта 11351 было развернуто на
одном судостроительном заводе - "Залив" в Керчи. Головной корабль, получивший
наименование "Менжинский", был сдан КГБ в 1983 году. Всего до развала
СССР удалось построить 7 кораблей, а в постройке в этот момент находилось еще
2 корабля. Один из этих двух недостроенных пограничных кораблей - "Киров"
- был заложен на судостроительном заводе "Залив" в Керчи 05.10.1990
г. (заводской №208), спущен на воду 29.03.1992 г. В июне 1992 года недостроенный
корабль перешел в собственность ВМС Украины и был переименован. Достройка осуществлялась
уже для Украины, и корабль вошел в строй 02.04.1993 г. Поднял военно-морской флаг
Украины 04.07.1993 г., до июля 1994 г. имел бортовой номер "201", затем
- "U130". Зарубежные визиты корабля: - в июне 1994 г. совершил
официальный визит во Францию; - в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби
(Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия "Айдекс-95", в том
же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). - в 1996
г. совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины
в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар
(Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах. В этом же
1996 г. посещал Поти, Стамбул и Варну. - в 1999 г. в июне месяце совершил
официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа.
- в 2000-2004 г. самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты
Турции, Болгарии. - в 2008 году фрегат на протяжении 3 месяцев принимал участие
в операции "Активные усилия" в Средиземном море. - в 2013-14 гг.
корабль принимал участие в антитеррористической операции у берегов Африки. В
период начала 2014 года корабль находился вне Севастополя, что и предопределило
его дальнейшую судьбу. Корабль в дальнейшем базировался на Одессу. В конце
февраля 2022 г. в начале СВО на Украине, будучи в Николаве на ССЗ "Нибулон"
в ремонте, был затоплен у причала. Этим кораблем командовали: - капитан
3 ранга Владимир Катушенко (1992-1993); - капитан 3 ранга Сергей Настенко
(1993-1997); - капитан 3 ранга Петр Гончаренко (1998-2002); - капитан
2 ранга Денис Березовский (2002-2005); - капитан 3 ранга Антон Гелунов(2005-2008);
- капитан 2 ранга Роман Пятницкий (2008-?). |