ТТД: Водоизмещение: 4460 т. Размеры:
длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м. Скорость полного хода: 35,5
узлов. Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах. Силовая установка:
72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта. Вооружение: 2х2 76-мм
артустановки АК-726, 2х2 ЗРК "Волна", 1х5 533-мм торпедный аппарат,
2 РБУ-6000, 2 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25 на ВПП Экипаж: 22 офицера, 244 старшин
и матросов История корабля: Большой противолодочный корабль
пр.61 Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового кораблестроения
по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от ранее построенных
для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных комплексов
и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной установки.
За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”. Оперативно-тактическое
задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического задания на корабль ПВО
и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено главнокомандующим
ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии с ОТЗ, являлось: противовоздушная
оборона кораблей и транспортов в море от атак низколетящих самолетов и управляемых
реактивных снарядов (крылатых ракет), а так же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей
и транспортов в море. На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения
приступил к разработке ТТЗ на проектирование нового корабля (пр.61), которое и
было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря 1956 г. Разработка ТТЗ включала
выполнение институтом предэскизного проектирования, в результате которого был
не только уточнен состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная его
компоновка (после проработки семи вариантов размещения вооружения). Выбранная
линейная схема размещения оружия позволяла использовать на один борт все средства
ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса, что было немаловажно
при отражении атак групповых целей. После многочисленных проработок н оценок различных
вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических станций общего обнаружения
и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном обтекателе, что позволило
уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить условия
эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя. Из ТТЗ исключили
противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка показала,
что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической
установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект
ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием
на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить
водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных
управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые
в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ,
предназначенной для использования на всех режимах плавания. Основные тактико-технические
элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза
ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование
корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский.
Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного
кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов. В
ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных
ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь -
модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин),
которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения,
подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР.
Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав
ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения
подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый),
систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе
наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных
газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых
порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте
для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми
агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на
100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки
ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г. Для привода
главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов
с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер".
В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора
ДГ-200. Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис)
гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности
и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД). Для получения заданной в ТТЗ
скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины
к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования,
несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям
ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых
условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от
45 шп. до транца. Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных
устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести
корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем
управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных
трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из
условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах,
а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их
с воздухом в кожухе трубы. Корпус корабля был разделен главными поперечными
водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ
(носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому
агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались
вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители
и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около
80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70
т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных
котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным.
Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной
энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды,
что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения
корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового
поста в основном корпусе корабля на нижней палубе. Находясь на главном командном
посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку,
управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия.
В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем
для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей
с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях,
управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов
дистанционного управления. Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают
офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и
лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью
общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке
с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко
всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись
только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации
и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий
кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики. Таким образом
впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была
очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые
и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость
хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при
эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ
дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных
перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно
большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой
мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими
котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли
этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном
кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно
для кораблей классов эсминец н крейсер. "Комсомолец Украины"
- головной корабль серии больших противолодочных кораблей проекта 61 - заложили
15 сентября 1959 г. па заводе им. 61 коммунара в Николаеве, и 10 ноября 1959 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ. Корабль был спущен на воду 31 декабря 1960 г.
и предъявлен к государственным испытаниям 15 октября 1962 г. К моменту их начала
агрегаты коребельной энергетической установки еще не были отработаны полностью,
поэтому испытания проводились только на режимах до 65% от номинальной мощности,
что должно было обеспечить скорость хода не менее 30 уз. Проведение кренования
корабля показало, что его стандартное водоизмещение составляло 3400 т, т. е. практически
отсутствовали запасы остойчивости н водоизмещения (по результатам кренования,
0,04 м и 65 т, соответственно). Если учесть, что ВМФ получил принципиально новый
корабль с вооружением и энергетической установкой, создававшимися одновременно
с ним, то этот результат можно признать вполне удовлетворительным. Комиссия
государственной приемки корабля отметила удачное расположение оружия ПВО двумя
автономными комплексами. Все мелкие замечания по вооружению в ходе испытания,
а также в процессе первых лет эксплуатации корабля были успешно устранены. Так
во время десятисуточного автономного похода, выявилась недостаточная надежность
первых образцов ЗРК "Волна" и СУ "Турель". Опытный образец
подъемно-опускного устройства для ГАС "Титан" и "Вычегда"
обеспечил нормальную работу на дальностях, соответствующих техническим условиям,
но комиссия отметила недостаточную дальность обнаружения подводных целей установленными
на корабле ГАС, что не обеспечивало не только использование новейших противолодочных
торпед, но и РБУ-6000 на максимальную дальность, снижая эффективность противолодочного
оружия корабля. На государственных испытаниях 24 октября 1962 г. на Херсонесской
мерной линии замерялись мощность ГЭУ, скорость хода корабля и частота вращения
гребных винтов с поднятым и опущенным обтекателем ПОУ-12. При водоизмещении корабля
3790 т и опущенном ПОУ-12 мощность ГЭУ при скорости 30,3 уз превысила расчетную
па 12%, а с поднятым обтекателем (водоизмещение 3860 т) - на 17%. Расхождение
в частоте вращения составило всего 3%. Указанные результаты были обусловлены обрастанием
корпуса за период с июня 1962 г. Минимально возможная скорость переднего хода,
допускаемая ГЭУ, составляла 8 уз при 62 об/мин. В период заводских ходовых
и государственных испытаний "Комсомолец Украины" попадал в штормовые
условия (4-7 баллов), в которых подтвердилось, что корабль обладает весьма удовлетворительными
мореходными качествами (забрызгиваемость умеренная, заливаемость отсутствует,
качка плавная). При волнении 4-5 баллов корабль развивал скорость хода соответствующую,
полной мощности на испытаниях, поэтому специальных мореходных испытаний решили
не проводить. Успокоители качки при состоянии моря до 7 баллов обеспечивали заметное
умерение амплитуды бортовой качки. В приемном акте после окончания испытаний
головного корабля, подписанном 31 декабря 1962 г. комиссией Госприемки отмечалось:
"Комсомолец Украины" - первый в ВМФ СССР боевой корабль ПВО и ПЛО с ЗУРО
и всережимной газотурбинной ГЭУ принципиально отличающийся и значительно превосходящий
СКР предыдущих проектов (42 и 50), ЭМ пр.56, а также ЭМ с ракетным оружием пр.57бис
в части ПВО и ПЛО. Вступление в состав ВМФ головного корабля пр. 61 является началом
создания перспективных ракетных боевых кораблей ПВО-ПЛО, способных в составе поисково-ударных
групп успешно вести борьбу с современными ПЛ противника в условиях активного противодействия
его авиации и управляемых ракет". Создание головного корабля в 1966 г. было
отмечено Ленинской премией. Заложен 15.09.1959 г. на заводе им. 61 коммунара
в Николаеве (строительный №1701), спущен на воду 31.12.1960 г. в 13-00 (как СКР
ПЛО и ПВО "СКР-25"). 29.11.1961 г. кораблю "СКР-25" было присвоено
наименование "Комсомолец Украины" в честь 40-летия шефства ВЛКСМ. Вступил
в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав Черноморского Флота. 18-25.06.1964
г. и 26-30.10.1987 г. нанес визит в Сплит (Югославия). 08-13.05.1970 г. -
Алжир. 18-22.11.1986г. - Пирей (Греция). 17-21.11.1987 г. - Тунис.
28.06-02.07.1989 г. - Стамбул (Турция). 5-8.1967 г., находясь в зоне военных
действий, в составе 5-й эскадры ВМФ находился в портах Арабской Республимки Египет
(АРЕ), выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Боевые
службы корабля в Средиземном море: 20-12.1970 г. - 07.05.1971 г.; 05.05 - 20.12.1970
г.; 09.03 - 26.07.1973 г., а так же в 1981, 1982, 1983 и 1984 гг. Участвовал в
меневрах "Океан", "Щит-82", "Гранит-85". В
периоде 23.05.1977 г. по 07.08.1979 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе
капитальный ремонт. 24.06.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в
связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован.
В 1995 г. был разделан на металл в Инкермане. |