ТТД: Водоизмещение: 8565 т. Размеры:
длина - 173,4 м, ширина - 18,5 м, осадка - 5,74 м. Скорость полного хода:
32 узла Дальность плавания: 5200 миль при 20 узлах. Силовая установка:
газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ
ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм артустановки АК-726, 4х6 30-мм артустановки
АК-630, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000, 1 вертолет
Ка-25ПЛ. Экипаж: 380 человек. История корабля: Большой
противолодочный корабль пр.1134Б Различными вариантами программ кораблестроения
в середине 60-х годов ХХ века предполагалось построить для советского ВМФ 32 БПК
пр.1134 (1134А). Однако уже в начале их строительства было понятно, что для выполнения
задуманной программы к ее выполнению нужно подключать еще как минимум один завод
(помимо ССЗ имени А.А.Жданова, который строил корабли данного проекта), каким
мог стать завод мм. 61 Коммунара в Николаеве, поскольку там завершалось строительство
БПК пр. 61 и постепенно высвобождались мощности для строительства новых кораблей.
Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61,
a также потенциальные возможности их производителя - Южно-турбинного завода (ЮТЗ)
в том же Николаеве, официально именовавшегося НПО "Заря" - с одной стороны, и
в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных
кораблей - Кировского завода в Ленинграде - с другой, почти однозначно подсказали
или продиктовали решение о корректировке "материнского" пр.1134. под
другую энергетику - газотурбинную. Тактико-техническое задание на проект,
получивший номер "1134Б", было выдано Северному ПКБ в 1964 г., когда там работали
над дальнейшим развитием кораблей пр.61. Главным конструктором проекта был назначен
В.Ф. Аникиев, а главным наблюдающим ВМФ - капитан 2 ранга О.Т. Софронов. Внедрение
на корабль пр.1134Б газотурбинной установки вместо котлотурбинной вызвало увеличение
главных размерений и объемов. Отсюда и усиление вооружения пр.1134Б (по сравнению
исходным пр.1134А), и изменения в его архитектуре, и увеличение его водоизмещения. На
пр.1134Б можно была применена конвейерная система хранения и подачи ЗУР, в результате
чего их боекомплект составил 96 единиц. Увеличившиеся размерения корабля позволили
разместить дополнительно к установленному вооружению еще два зенитно-ракетных
комплекса самообороны "Оса-M"; так же на нем были установлены 76-мм артустановки
АК-726. Всего по пр.1134Б было построено 7 кораблей, 4 из которых служили
на Черноморском флоте Большой противолодочный корабль "Николаев"
был заложен 25.06.1968 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской
№2001) и 13.08.1969 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 19.12.1969
г., вступил в строй 31.12.1971 г. и 08.02.1972 г. включен в состав КЧФ. Находился
в составе 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. 26.09 - 01.10.1973 г. - нанес
визит в Сплит (Югославия); 15.04 - 21.04.1981 г. - в Гавану (Куба). 09.04.1984
г. корабль был перечислен в состав КТОФ. В ходе командноштабных учений
10й ОПЭСК в Японском море 16.07.1986 г. на подходе к проливу Лаперуза ночью "Николаев"
столкнулся с БПК "Строгий". Оба корабля на длительное время вышли из
строя и им потребовался большой ремонт. С этой целью "Николаев" после
косметического ремонта на судостроительном заводе "Дальзавод" совершил
переход в Севастополь, а затем - в Николаев. 1.11.1987 г. он был поставлен
в Николаеве на капитальный ремонт. Однако ремонт и модернизация затянулись. К
началу 1992 г. техническая готовность "Николаева" оценивалась в 47 процентов.
Была целиком демонтирована башенноподобная гротмачта, подлежавшая замене на новую.
На 75 процентов смонтировали новые кабели. Завод уже получил предназначенные "Николаеву"
РЛС «Подберезовик», новые малошумные винты и другое оборудование. Однако
в апреле 1992 г. Министерство обороны России объявило решение правительства
РФ о прекращении комплексной модернизации и ремонта. Корабль 29.10.1992 г. был
исключен из состава ВМФ. 31.12.1992 г. расформирован и 10.08.1994 г. отправлен
на буксире в Индию для разделки на металл. |