ТТД: Водоизмещение: 4460 т. Размеры:
длина - 144 м, ширина - 15,8 м, осадка - 4,57 м. Скорость полного хода: 35,5
узлов. Дальность плавания: 4000 миль при 20 узлах. Силовая установка:
72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта. Вооружение: Артиллерийское:
2х2 76-мм АК-726 (600 снарядов) Зенитное ракетное: 2 ЗРК "Волна"
(16 ракет) Торпедное: 1х5 - 533-мм (5 торпед) Бомбовое: 2 РБУ-6000 (96
бомб), 2 РБУ-1000 (24 бомбы) 1 вертолет Ка-25 на ВПП Экипаж: 22 офицера,
244 старшин и матросов История корабля: Большой противолодочный
корабль пр.61 Большие противолодочные корабли проекта 61 в истории мирового
кораблестроения по праву считаются этапными. Корабль принципиально отличался от
ранее построенных для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух зенитно-ракетных
комплексов и применением в качестве силовой установки всережимной газотурбинной
установки. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта тактико-технического
задания на корабль ПВО и ПЛО, проект которого в дальнейшем получил номер 61, было
утверждено главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля, в соответствии
с ОТЗ, являлось: противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море от атак
низколетящих самолетов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а так
же противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов в море. На основании
ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил к разработке ТТЗ на проектирование
нового корабля (пр.61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ 3 декабря
1956 г. Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного проектирования,
в результате которого был не только уточнен состав вооружения, но и разработана
наиболее рациональная его компоновка (после проработки семи вариантов размещения
вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия позволяла использовать
на один борт все средства ПВО: два зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских
комплекса, что было немаловажно при отражении атак групповых целей. После многочисленных
проработок н оценок различных вариантов, приняли размещение антенн гидроакустических
станций общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного оружия в выдвижном
обтекателе, что позволило уменьшить осадку корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе)
и обеспечить условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя. Из
ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР увеличили до 24 ракет. Проработка
показала, что при выполнении всех требований задания и при котлотурбинной энергетической
установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение около 3600 т. Проект
ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением проработать вариант с использованием
на корабле газотурбинной энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить
водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов проекта в центральных
управлениях ВМФ, это решение было принято окончательно. Таким образом, впервые
в мировой практике началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ,
предназначенной для использования на всех режимах плавания. Основные тактико-технические
элементы (ТТЭ) корабля ПВО и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза
ССР 30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного проекта. Проектирование
корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором корабля был назначен Б. И. Купенский.
Для наблюдения за проектированием от ВМФ назначили представителя Института военного
кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии сменил О.Т. Сафронов. В
ведущих морских державах мира сложилась практика разработки для ВМС специальных
ЗРК или использования разработок ВВС. В отечественном ВМФ выбрали иной путь -
модификацию для флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР П. Грушин),
которая заключалась в разработке новой пусковой установки и системы хранения,
подачи и заряжания ЗУР, а также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР.
Разработка ЗРК "Волна" выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав
ЗРК включал: стабилизированную пусковую установку по две ЗУР с системой хранения
подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными барабанами на 8 ЗУР каждый),
систему управления ЗУР "Ятаган" и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе
наводилась на цель по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного взрывателя.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь создания корабельных
газовых турбин на специализированном предприятии - ЮТЗ, что позволило на первых
порах создавать турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном варианте
для кораблей пр.61 была выбрана двухвальная ГТУ с двумя автономными главными газотурбозубчатыми
агрегатами. Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых на
100% мощности - 100 ч, на 80% - 200 ч и на мощности 50-60% - 2700 ч. Срок поставки
ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль назначался на конец 1959 г. Для привода
главных электрогенераторов решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов
с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства завода "Экономайзер".
В состав ЭЭС корабля вошли четыре ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора
ДГ-200. Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50, 56 и 57бис)
гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом верхней палубы в носовой оконечности
и выполнен сварным из стали СХЛ-4 (10ХСНД). Для получения заданной в ТТЗ
скорости хода для корпуса корабля приняли очень острые обводы (отношение длины
к ширине 9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в процессе проектирования,
несколько ухудшило остойчивость корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям
ТТЗ, остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при плавании в штормовых
условиях), надводная часть корпуса была уширена и появился слом борта у НП от
45 шп. до транца. Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки, ряд фундаментов отдельных
устройств, что позволило уменьшить массу корпуса и понизить положение центра тяжести
корабля. Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок ЗРК, РЛС систем
управления, а также ходовой пост выполнялись стальными. Корабль имел четыре газоотводных
трубы по две над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя из
условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6 через люки в трубах,
а также снижения температуры отходящих газов за счет интенсивного смешивания их
с воздухом в кожухе трубы. Корпус корабля был разделен главными поперечными
водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала ГТУ
(носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось по одному газотурбозубчатому
агрегату и по два ГТГ ГТУ-6. В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались
вспомогательные механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители
и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго дна составляла около
80% длины корпуса корабля) хранилось почти 940 т дизельного топлива, около 70
т пресной воды для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды для вспомогательных
котлов. В специальном хранилище под ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном было традиционным.
Исключение составляли лишь размещение командных пунктов управления кораблем, главной
энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой команды,
что было вызвано требованиями по противоатомной защите и сложной системой вооружения
корабля. В соответствии с ТТЗ, главный командный пост размещался отдельно от ходового
поста в основном корпусе корабля на нижней палубе. Находясь на главном командном
посту, командир мог не только видеть всю надводную, воздушную и подводную обстановку,
управлять кораблем, но и осуществлять управление практически всеми системами оружия.
В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы управления кораблем
для входа и выхода из базы, прохода в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей
с котлотурбинной установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях,
управлять газотурбинной энергетической установкой стало возможно только из постов
дистанционного управления. Впервые в практике отечественного ВМФ часть кают
офицерского состава была размещена в районе диаметральной плоскости корабля и
лишена естественного освещения, кубрики тоже не имели иллюминаторов. Важной особенностью
общего расположения корабля пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке
с носа в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава практически, ко
всем боевым постам корабля. Все выходы на верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись
только через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая степень централизации
и автоматизации управления позволяла впервые обеспечить ведение боевых действий
кораблем без выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики. Таким образом
впервые в составе флота появились корабли, надежность действия ГЭУ которых была
очень высокой, а благодаря агрегатной замене двигателей даже относительно старые
и долго неремонтируемые корабли были способны легко развивать полную скорость
хода. Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического хода, при
эксплуатации чаще всего использовалась скорость 22-24 уз., так как благодаря ГТУ
дальность плавания при такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных
перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям и относительно
большой высоте надводного борта в носу, корабли легко шли против волны, а ходовой
мостик не подвергался интенсивному забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими
котлотурбинные установки, БПК пр.61 имели сухие и относительно чистые трюмы. Корабли
этого проекта явились этапными не только в отечественном, но и в мировом военном
кораблестроении. Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной именно
для кораблей классов эсминец н крейсер. Большой противолодочный корабль
"Скорый" был заложен 20.04.1970 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве
и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.02.1971 г. Вступил в
строй 23.09.1972 г. и 31.10.1972 г. включен в состав Черноморского Флота. 05-24.10.1973
г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи
вооруженным силам Египта и Сирии, 23.07-22.09.1974 г. - Египта, а 04.08-14.10.1974
г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. 26.09-01.10.1973 г. и
12-17.05.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 14-19.10.1974 г. - в Порт-Луи
(Маврикий), 19-23.11.1974 г.- в Дакар (Сенегал) 20-25.10.1978 г.- в Пирей
(Греция). В период с 30.07.1982 г. по 16.09.1985 г. прошел на “Севморзаводе”
в Севастополе капитальный ремонт. Корабль был исключен из состава флота
22.11.1997 г. Разобран на металл на судоразделочной базе в Инкермане в 1998 г. |