ТТД: Водоизмещение: 13 318 т. Размеры:
длина 115,4 м, ширина 22,25 м, осадка 8,86 м. Скорость полного хода:
15,2 узла. Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах. Силовая установка:
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 11300 л.с. Бронирование:
палуба - 76 мм, казематы - 406 мм, башни - 406 мм, рубка - 305 мм. Вооружение:
4 305-мм, 14 152-мм, 2 47-мм орудия, 4 пулемета. Экипаж: 660 чел. История
корабля: Заказан в рамках судостроительной программы 1882-1902 г. Шестой
эскадренный броненосец Черноморского флота. Прототипом корабля послужил балтийский
броненосец "Наварин", впоследствии погибший в ходе русско-японской войны. По
конструкции "Три Святителя" приближался к типу брустверных мониторов
без броневого пояса в оконечностях. Поясная броня типа "компаунд" была
самой мощной броневой защитой, когда-либо применявшейся на кораблях русского флота.
При мощном артиллерийском вооружении корабль имел невысокий надводный борт и уступал
по мореходности своим высокобортным предшественникам - эскадренным броненосцам
"Двенадцать Апостолов" и "Чесма". "Три Святителя"
послужил прототипом при проектировании следующего черноморского броненосца "Князь
Потемкин Таврический". Заложен 16 сентября 1891 года на эллинге Николаевского
адмиралтейства и 27 ноября 1891 года зачислен в списки судов Черноморского флота,
спущен на воду 12 ноября 1893 года, вступил в строй в 1895 году. 13 февраля
1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года
- в линейный корабль. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1911-1912
гг. в Севастопольском порту. Кроме того были демонтированы 6 152-мм, 4 120-мм
и 10 47-мм орудий, установлен броневой каземат для 152-мм орудий и щиты для 4
152-мм орудий на спардеке. На башнях орудий главного калибра было подготовлено
место для 4 75-мм орудий противоминной, или зенитной артиллерии. В
период I Мировой войны обстреливал побережье противника, вел блокадные действия
у берегов Турции, прикрывал минно-заградительные и набеговые операции других сил
флота. С 23.01 по 05.04.1916 г. участвовал в Трапезундской наступательной операции.
16.12.1917 г. вошел в состав советского Черноморского флота. С марта 1918
г. находился в Севастопольском порту на хранении, где 01.05.1918 г. был захвачен
германскими войсками, а 24.11.1918 г. - англо-французскими интервентами. В период
с 22.04 по 24.04.1919 г. по приказу английского командования были взорваны механизмы,
а сам корабль выведен из строя. 29.04.1919 г. освобожден частями советского Украинского
фронта. 24.06.1919 г. захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя
войсками РККА корабль в строй не вводился и в 1923 г. сдан Комгосфондов для разборки
на металл, а 21.11.1925 г. исключен из списка судов РККФ. |