Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные броненосцы

 

 
 
 
     
   Эскадренный броненосец "Чесма"  
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 11 050 т.
Размеры: длина 103,4 м, ширина 21 м, осадка 8,5 м.
Скорость полного хода: 15,2 узла.
Дальность плавания: 2320 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 9100 л.с.
Бронирование: палуба - 50-63 мм, казематы 254-305 мм, рубка - 229 мм.
Вооружение: 6 305-мм, 7 152-мм, 8 47-мм, 4 37-мм орудия, 7 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 633 чел.

История корабля:
Возрождение флота на Черном море после Крымской войны 1853-1856 гг. началось после отмены военных статей Парижского договора, ограничивавших суверенитет России. Из-за тяжелого финансового положения, необходимости создавать прежде всего Балтийский флот и осуществления крейсерской программы Морское министерство не смогло сразу же приступить к постройке мощного Черноморского флота.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. наглядно продемонстрировала преимущества мореходных броненосных кораблей. Но лишь 20 мая 1882 г. на "особом" совещании в Морском министерстве получила одобрение 20-летняя судостроительная программа, в соответствии с которой для Черного моря предполагалось построить восемь броненосцев 1 ранга. Известные адмиралы С.С. Лесовский и Г.И. Бутаков настойчиво выступали за усиление Черноморского флота; они считали, что по своей мощи он должен быть как минимум равным турецкому. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", - говорилось в решении совещания.

По приказанию управляющего Морским министерством адмирала И. А. Шестакова Морской технический комитет (МТК) обсудил и решил вопросы, связанные с выбором аналогов для проектирования русского безрангоутного броненосца 1 ранга с "весьма толстой броней и сильнейшими орудиями не свыше 45 т, имеющим ход 14 уз и запас угля на четверо суток". Прототипом послужили английский "Аякс" (водоизмещение 8660 т, вооружение четыре 305-мм и два 152-мм орудия) и французский "Кайман" (7230 т, два 420- и четыре 100-мм). И все же после долгих обсуждений был принят по настоянию И. А. Шестакова измененный проект "Петра Великого" с тремя 305-мм орудиями, уменьшенными водоизмещением и запасом угля, без подводной деревянной и медной обшивок, толщиной брони борта до 406 мм, усиленной броневой палубой и машинами, подобными установленным на царской яхте "Ливадия". К концу 1882 г. сотрудники чертежной МТК составили окончательный проект первого черноморского броненосного корабля. От "Петра Великого" они позаимствовали лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и машин, заключенных в своеобразном бруствере, состоявшем из двух казематов - нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного.

20 декабря 1882 г. МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т (суммарная индикаторная мощность двух паровых машин 9000 л. с., предполагаемая осадка не более 8 м, скорость 14 уз). Корпус выбрали весьма полного образования, с восьмьюдесятью тремя шпангоутами, собираемыми из листов стали толщиной 7,9 мм; вертикальный киль высотой 0,965 м составлялся из стали толщиной 12,7 мм, горизонтальный - из двух слоев стальных листов (нижний толщиной 22,2, верхний 15,9 мм). Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой 102-мм угольниками. К горизонтальному крепился тиковый брус сечением 456х305 мм, выполнявший функцию наружного киля и служивший для уменьшения рыскливости; наружная обшивка и рубашка за броней состояли из стальных листов длиной не менее 5,87 м и толщиной до 15 мм. Непотопляемость обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной, в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шп.), водонепроницаемыми переборками, делившими корпус на шестнадцать отсеков.

Вооружение предусматривалось в составе шести 305-мм орудий на трех барбетных установках. В снижающихся станках внутри каземата снаряды и заряды подавались с помощью гидравлических подъемников; на батарейной палубе предполагалось расположить семь 152-мм орудий, а для защиты от миноносцев - десять малокалиберных. По ватерлинии корабль защищался сталежелезной 457-мм броней (ширина 2,44 м, из них 1,52 ниже ватерлинии). Броня каземата состояла из двух поясов - нижнего шириной 2,6 и верхнего 2,9 м. Вся вертикальная броня имела подкладку из лиственницы наибольшей толщиной (305 мм) в средней части борта.

Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы которой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии (листы 12,7-мм стали внутри каземата и два слоя вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм).

В феврале 1883 г. МТК разработал детальные чертежи расположения машин, котлов, артиллерии, составив приблизительный расчет нагрузки и дальности плавания, которая при 8 уз достигала 4096, при полной скорости - 1350 миль; предполагалась установка парового шпиля и рулевой машины. Хотя разработка проекта на этом в целом и завершилась, его усовершенствование продолжалось вплоть до вступления броненосца в строй.

В мае того же года подполковников А.В. Мордвинова и Н.А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 г., командировали в Англию и Францию. Возвратившись из-за границы, А.В. Мордвинов ознакомил МТК со многими подробностями зарубежного судостроения. Отмечалось, в частности, что во Франции придерживались полной броневой защиты борта (от носа до кормы), так как слабо защищенные оконечности легко пробивала даже малокалиберная артиллерия.

14 июня 1883 г. на стапеле в Николаеве началась сборка листов горизонтального киля первого броненосца, а спустя две недели в Севастополе, на верфи РОПиТ - постройка еще двух однотипных (впоследствии "Синоп" и "Чесма", строитель капитан Корпуса корабельных инженеров А.П. Торопов). При их постройке МТК старался учесть опыт службы "Петра Великого"; поэтому перед отъездом из Петербурга (А.П. Торопов по указанию комитета ознакомился с донесениями командиров о недостатках этого первого русского броненосца для того, чтобы "отклонить их на новых броненосцах", а затем побывал на самом корабле с целью "все полезное применить".

В конце августа 1883 г. адмирал И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопросы о продлении брони на всю длину корабля, сокращении количества 305-мм орудий до четырех, о размещении четырнадцати 152-мм на батарейной палубе. И. А. Шестаков предложил рассмотреть вопрос о размещении 305-мм орудий в башнях, разработанный французской фирмой "Форж и Шантье". В декабре 1883 года того же года МТК утвердил удлинение броневого пояса, но отказался от изменения вооружения.

Работы на стапеле тем временем продолжались. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опыта, задержки в изготовлении штевней, поставках профильной и листовой стали, в получении рабочих чертежей, постоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам - все это сказывалось на сроках постройки.

Заказ на броню для всех трех кораблей взял на себя завод Кэмел в Шеффилде (именно он в 1873 г. занимался прокатом и пригонкой плит для "Петра Великого"). Заводу потребовалось два года, чтобы изготовить 402 броневых плиты. Два орудийных снижающихся станка 305-мм орудий заказали английскому заводу Андерсона, рассчитывая по ним сделать затем четыре остальных на Обуховском заводе. Основываясь на экспериментальных работа проведенных капитаном 1 ранга С. О. Макаровым в ноябре 1885 г. по испытанию водонепроницаемых переборок, на всех трех броненосцах по предложению их строителей усилили переборки угольниками и Z-образными полосами.

15 октября 1883 года зачислен в списки судов Черноморского флота, спущен на воду 1 июня 1887 года, вступил в строй в июне 1889 года.

13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец, а 10 октября 1907 года в линейный корабль.

Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910 году с перевооружением: 2х2 203, 12х1 152 и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.

Участвовал в первой мировой войне (нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота) и в гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года).

30 января 1918 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.

19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами.

После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте