ТТД: Водоизмещение: 12 840 т. Размеры:
длина - 118,03 м, ширина - 22,56 м, осадка - 8,23 м. Скорость полного хода:
16,5 узлов. Дальность плавания: 1884 миль при 12 узлах. Силовая установка:
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, , 2 винта, 10600 л.с. Бронирование:
палуба - 38-76 мм, казематы - 127-152 мм, башни - 254 мм, рубка - 203 мм.
Вооружение: 2х2 305-мм, 4 203-мм, 12 152-мм, 14 75-мм орудий, 4 7,62-мм пулемета,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата. Экипаж: 928 человек. История:
Заказан в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. В основном строился
на кредиты программы "распределения ассигнований на судостроение" на 1907-1911
гг. с целью поддержки деятельности "частных судостроительных заводов и казенных
верфей". Первоначально предполагалось построить для Черноморского флота
2 эскадренных броненосца по чертежам и спецификациям строившегося в тот период
эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический", с заменой всех 152-мм орудий
на 203-мм. По финансовым соображениям орудия поменяли лишь в нижнем каземате.
Проект разработан корабельным инженером полковником Шоттом. Практически полностью
повторяли прототип, но имели более совершенную конструкцию боевой рубки и системы
броневой защиты противоминной артиллерии. 13 июля 1903 года зачислен в списки
судов Черноморского флота и 23 ноября 1904 года заложен на эллинге Николаевского
адмиралтейства, спущен на воду 3 ноября 1906 года, вступил в строй 28 мая 1911
года. 10 октября 1907 года переклассифицирован в линейный корабль. 11 августа
1911 года вместе с линейными кораблями "Пантелеймон", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав"
образовал бригаду линкоров Черного моря. В 1911 году главный носовой компас перенесли
в носовую боевую рубку, а верхний ходовой мостик демонтировали. Участвовал
в первой мировой войне. С ее началом 6 75-мм орудий со спардека были убраны, с
целью замены их на 4 152-мм, а затем на 4 203-мм орудия. Но из-за возникшего,
в связи с боевыми действиями дефицита последних, от этих планов отказались. В
1916 году с корабля сняли все 75-мм орудия. Участвовал в обстреле побережья
и портов Зунгулдак, Килимли, Козлу и Варна, в операциях на коммуникациях противника.
Прикрывал воинские перевозки и минно-заградительные действия разнородных сил флота,
четырежды вступал в артиллерийский бой с германо-турецкими линейным крейсером
"Явуз" и легким крейсером
"Мидилли" ("Гебен" и "Бреслау"). 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском
военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами,
а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года
по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919
года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен
белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями
РККА в строй не вводился, в 1922 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки
на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков РККФ. |