Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные броненосцы

 

 
 
 
     
   Эскадренный броненосец "Ростислав" 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 10 520 т.
Размеры: длина 107,2 м, ширина 20,7 м, осадка 7,68 м.
Скорость полного хода: 15,8 узлов.
Дальность плавания: 3100 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 винта, 8800 л.с.
Бронирование: палуба 64-76 мм, башни 152-254 мм, казематы 127 мм, рубка 152 мм.
Вооружение: 2х2 245-мм, 8 152-мм, 12 47-мм, 16 37-мм орудий, 6 457-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 632 человека.

История:
"Ростислав" был седьмым из числа восьми эскадренных броненосцев (до 1892 года - броненосных кораблей) предусматривавшихся 20-летней программой создания Черноморского флота. В сравнении с первыми тремя как бы однотипными кораблями "Екатерина II", "Синоп", "Чесма" и одиночными "Двенадцатью Апостолами" и "Тремя Святителями", построенными в 1886-1892 годах, "Ростислав" представлял собой уже четвертый конструктивный тип, существенно отличавшийся от предшественников.

"Ростислав" был задуман как тип малого корабля, который, располагая мощной артиллерией эскадренного броненосца, отличался бы небольшим водоизмещением, хорошей мореходностью и уменьшенной осадкой, позволявшей действовать в прибрежных районах Черного моря. В тактико-техническом задании, полученном главным командиром Черноморского флота и портов Черного и Каспийского морей вице-адмиралом Н. В. Копытовым от управляющего Морским министерством адмирала Н. М. Чихачева, предлагалось разработать такой проект, который в пределах суммарного 24000-тонного водоизмещения позволил бы построить несколько малых (по 4-5 тыс. т), но достаточно мощных кораблей. Оценивая задание, главный корабельный инженер Николаевского военного порта С.К.Ратник в докладе на имя Копытова высказал мнение, что столь малое водоизмещение - это норма вчерашнего дня. Оно годилось для кораблей прежних типов, когда скорость 12-13 уз считалась "блестящей". Однако к началу 1890-х годов требования к скорости броненосцев повысились до 16 уз, что сопровождалось соответствующим увеличением мощности и веса механизмов. Неуклонно возрастала и масса артиллерийского вооружения, в состав которого теперь включали пушки среднего калибра. Особенно неприемлемыми ему казались устаревшие барбетные установки орудий, не обеспечивавшие ни их защиту, ни безопасность прислуги как сверху, так и снизу. Чтобы сделать оптимальный выбор, он разработал четыре варианта эскизного проекта броненосца, имеющего скорость 16 уз и во-доизмещение от 4750 до 6000 т с соответствующим увеличением главного калибра (два орудия в башне) с 229 до 305 мм, утолщением брони и добавлением в последнем варианте двух скорострельных 152-мм пушек.

На заседании, состоявшемся 12 января 1893 года, члены МТК, сопоставив проекты С. К. Ратника с проектами броненосцев "Гангут" и "Сисой Великий", признали, что в пределах 6000-тонного водоизмещения исчерпаны все варианты оптимального соединения наступательных и оборонительных элементов корабля. Собравшиеся (старшие судостроители Н. К. Глазырин, Н. Е. Кутейников, Э. Е. Гуляев во главе с главным инспектором кораблестроения Н. А. Самойловым) отклонили, однако, мнение Ратника о том, что броненосец типа "Сисой. Великий" водоизмещением 8880 т является наиболее подходящим для условий Черного моря. Специалисты МТК, впрочем, уклонились от высказывания собственного мнения. Отнюдь не обрадованный таким чиновным искусством уклонения от своих обязанностей, Н.М.Чихачев приказал находившемуся в Петербурге новому главному корабельному инженеру Николаевского порта А.П.Торопову, сменившему С. К. Ратника, составить новый проект, предусмотрев расположение всех орудий в башнях, надежное бронирование и скорость, соответствующую скорости современных броненосцев. На основе этой разработки (четыре 254-мм орудия в двух концевых башнях и восемь 152-миллиметровых в бортовых, броня пояса толщиной 356 мм, водоизмещение 7500 т и скорость 15,2 уз) Чихачев распорядился выполнить вариант с заменой каждой пары 254-мм орудий одним 305-миллиметровым. Оказалось, что с учетом 200-тонного запаса водоизмещения, которое Торопов предлагал предусмотреть для отечественных башен (русские 305-мм пушки имели большие габаритные размеры, чем принятые в проекте французские), водоизмещение увеличивалось до 7700 т. При замене огнетрубных котлов водотрубными можно было повысить мощность механизмов с 7000 до 8400 л. с. и тем поднять скорость до 16,2 уз. Но МТК и на этот раз, несмотря на участие двух представителей действующего флота - контр-адмирала С.О.Макарова и капитана 2 ранга А. А. Вирениуса, воздержался от рассмотрения вопросов тактики. Подтвердив правильность расчета нагрузки и водоизмещения в обоих вариантах А. П. Торопова, участники заседания, не высказав никаких соображений и предложений, предоставляли окончательное решение на усмотрение управляющего Морским министерством!

В компании с проявившими профессиональную ограниченность корабельными инженерами и недальновидными адмиралами оказался и Его Высочество Великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович, который, как гласила о том надпись Н. М. Чихачева на журнале, "признал полезным" установить на новом черноморском броненосце 254-мм пушки. Так за десять с лишним лет до Цусимы было принято одно из фатальных решений, которыми последовательно и неотвратимо понижалась боеспособность кораблей русского флота.

Бесспорно прогрессивным, но в силу своей новизны осложнившим работы новшеством стал переход на "Ростилаве" от прежних - конструктивно простых, но хлопотных в обслуживании гидравлических установок башен - к несравнимо более удобным электрическим. Новую сталеникелевую броню общим весом 1227 т поставлял завод "Бетлехем айрон компани", США. Башенные установки для 254-мм орудий изготовлял Обуховский завод.

Зачисление корабля в списки с присвоением ему названия "Ростислав" состоялось 7 мая 1894 года, церемония официальной закладки - 6 мая 1895 года, спуск на воду - 20 августа следующего года. Стоически преодолевая непрекращавшиеся организационно-технические трудности (из-за малой грузоподъемности единственного в Николаевском адмиралтействе плавучего крана - всего 50 т, строитель броненосца М. К. Яковлев к весне 1897 года сумел все-таки загрузить на "Ростислав" и собрать механизмы в Николаеве и начал швартовные испытания. 25 июня 1897 года на буксире лоцмейстерского судна "Лоцман" эскадренный броненосец "Ростислав" под командованием назначенного 13 января его командиром капитана 1 ранга А. М. Спицкого отошел от набережной. На его борту помимо экипажа находились 169 рабочих Николаевского адмиралтейства и 90 мастеровых-балтийцев. На севастопольской мерной линии 8 октября 1898 года провели 6-часовые испытания. Средняя скорость в четырех пробегах при проектной осадке составила 15,8 уз. Как отмечалось в одобренном МТК акте приемной коиссии, "пар в котлах, отапливавшихся нефтью, держался замечательно ровно, без колебаний, всегда имеющих место при угольном отоплении, и в пределах, положенных спецификацией". Весь комплекс нефтяного отопления, разработанный и изготовленный Балтийским заводом, признали "весьма обдуманным и выполненным весьма тщательно». Рекомендовалось лишь доработать систему подвода воздуха к форсункам и регулирование его подачи. Вес механизмов согласно тому же приемному акту оказался существенно больше спецификационного: 1611,3 т против 1300 т, даже с учетом переделок под нефтяное отопление (1465,5 т).

17 ноября 1898 года, в канун 45 годовщины Синопской победы экипажи броненосцев "Ростислав", "Чесма" и "Три Святителя" - кораблей, одноименных участникам знаменитого боя, в присутствии императора Николая II участвовали в церемонии открытия на площади Графской пристани Севастополя памятника П.С. Нахимову. Между тем находившиеся еще на Обуховском заводе 10-дюймовые пушки "Ростислава" только начинали готовить к стрельбам на морской батарее Охтенского полигона и результаты их было трудно предугадать. Проходившие начиная с 1895 года испытания новой модификации орудий этого калибра, названной впоследствии орудием образца 1897 года, выявили не поддававшиеся объяснению повреждения. В результате предназначавшееся для броненосца "Адмирал Ушаков" и переданное на полигон, но обнаружившее дефекты, орудие № 1 на 72 выстреле получило сквозную трещину в стволе. Уверенное в случайном характере дефектов, руководство МТК не стало останавливать уже начавшееся на Обуховском заводе производство орудий - это сразу сорвало бы ввод в строй семи строившихся с этими орудиями броненосцев. "Ростиславу", четвертому в очереди на поставку артиллерии, достались орудия с 16-го по 19-й номер. В Севастополь их доставили 21 июня и 27 июля 1899 года.

30 марта 1900 года, выйдя к Херсонесскому маяку, провели пробные стрельбы из 254-мм орудий. На следующий день стрельбы пришлось прервать - третий испытательный залп из носовой башни вызвал повреждение компрессора правого 254-мм орудия. Переделок, как выяснилось, требовали орудийные станки и прибойник. Так, вступая на неделю в кампанию для испытаний в море и возвращаясь к стенке адмиралтейства для исправлений и переделок, "Ростислав" провел всю весну. С минными аппаратами справились раньше: начав 17 апреля со стрельб торпедами на якоре, за несколько дней на разных скоростях (до 15 уз) и на циркуляции сделали 23 выстрела, а 25 апреля установку аппаратов комиссия приняла в казну.

10 октября 1907 года "Ростислав" был переклассифицирован в линейный корабль. Участвовал в первой мировой войне (обстрелы побережья и блокадные действия у берегов Турции, прикрытие минно-заградительных действий разнородных сил флота, Эрзерумская операция 10 января - 16 февраля 1916 года и Трапезундская наступательная операция 5 февраля - 18 апреля 1916 года, оборона Констанцы в октябре 1916 года) и гражданской войне (установление Советской власти в Одессе в январе-марте 1918 года).

8 января 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился на хранении в Севастопольском военном порту, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими оккупантами, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами, и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования подорван и частично выведен из строя. 24 апреля 1919 года был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и 18 ноября 1919 года в качестве блокшива партии тралении зачислен в состав морских сил Юга России.

В ноябре 1920 года "Ростислав" по приказу белогвардейского командования был затоплен в качестве брандера в районе мыса Еникале для заграждения Керченского пролива.

В 1930 году Черноморской партией ЭПРОН произведен частичный подъем вооружения и механизмов.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте