ТТД: Водоизмешение полное: 5315 т. Размерения: длина
- 142,7 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,7 м. Cкорость хода максимальная: 34
узла. Дальность плавания: 6000 миль при 14,5 узлах Силовая установка:
котлотурбинная, 4 котла высокого давления, 91000 л.с.; Вооружение: 2х4 пусковых
установок противокорабельных ракет П-35 (боезапас 16 ракет, из них 8 шт. в погребе
перезарядки); 1х2 пусковых установок зенитных ракетных комплексов "Волна"
(Боезапас 16 ракет); 2х2 76-мм орудия АК-726, 4х6 30-мм орудия АК-630, 2 салютные
45-мм пушки, 2х3 533-мм торпедных аппаратов, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000,
1 вертолет Ка-25. Экипаж: 304 чел. История корабля: Ракетный
крейсер пр.58 Проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием
(так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения
разрабатывался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 августа
1956 г. 6 декабря того же года главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил
согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного
проекта нового эсминца, а несколько раньше (16 и 24 октября) заместитель главкома
ВМФ утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Мипоборонпромом и Минобщемашем
ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего
действия (впоследствии комплекс М-1 "Волна") и ударного реактивного
оружия (впоследствии - П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер
58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Проектирование
корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин,
а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный
пр. 58 разработали в середине 1957 г., а в сентябре Управление кораблестроения
ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте
1958 г. За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический
чертеж эсминца пр.56, прошедший тщательную и всестороннюю "обкатку"
теорией и практикой, вследствие этого отработка теоретического чертежа крейсера
пр.58 особых затруднений не представляла и была произведена еще на стадии эскизного
проекта. Однако модельные испытания в ЦАГИ и ЦНИИ-45 на регулярном волнении потребовали
более полного образования носовых обводов. При этом были получены лучшие результаты
на всех ходах с точки зрения снижения заливаемости и особенно брызгообразования,
чем на кораблях пр.56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной
формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню.
Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился
на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех
смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех
смежных отсеков. В качестве материала корпуса применялась низколегированная
сталь марки СХЛ-4. Надстройки, в основном, выполнялись из алюмнннсво-магниевых
сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т, только передняя стенка носовой и задняя кормовой
надстроек, два яруса фок-мачты, башенная масть грот-мачты, а также подкрепления
под антенные посты РЛС выполнялись из стали. Отличие общего расположения
корабля от ранее построенных заключалось и следующем: размещение комплекса главного
командного пункта (ГКП) в корпусе, отсутствие открытых боевых постов и наличие
проходов к ним без выхода на верхнюю палубу, сравнительно небольшое количество
надстроек. В архитектурном отношении обращали на себя внимание внушительные необычные
пирамидальные фок- и грот-мачты. Подобная конструкция мачт диктовалась потребностью
получения необходимых объемов для размещения высокорасположенных постов высокочастотных
блоков РЛС, а также обеспечения жесткого подкрепления большого количества антенных
устройств многочисленных радиотехнических средств, для лучшего выполнения требований
противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит, стойкости по отношению к
ударной волне и лучшей смываемости водяной защитой. Главная энергетическая
установка (ГЭУ) корабля являлась дальнейшим развитием котлотурбинных установок
кораблей предыдущих проектов с применением впервые в отечественной корабельной
энергетике принципиально нового котельного комплекса. Однако для достижения заданной
скорости полного хода (34 уз) потребовалась форсировка как главных турбозубчатых
агрегатов, так и котлов при сохранении требований жесткой весовой дисциплины и
экономичности. В электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный
переменный ток напряжением 380 В. В качестве основных источников электроэнергии
использовались два турбогенератора ТД-750 мощностью по 750 кВт и два дизель-генератора
ДГ-500 по 500 кВт, размещенные в двух электростанциях. Основным оружием
корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса
П-5. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250
км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44,
имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских,
так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления
и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами.
В состав комплекса УРО корабля пр. 58 входили: две пакетные счетверенные наводящиеся
пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет (8 в погребах), система управления
4Р-44 ("Бином") и друтие обслуживающие устройства. Пусковые установки
СМ-70 имели дистанционное горизонтальное наведение и фиксированный угол возвышения
при старте ракет - 25° (по походному - 0°). В них постоянно размещались 8 ракет
4К-44. Система управления позволяла осуществлять одновременный двухракетпый
залп из каждой ПУ. Время подготовки первого залпа составляло не более 12 мин (по
проекту). В погребах ракеты хранились полностью снаряженными, но без топлива и
пиросвечей, в контейнерах ПУ - с пиросвечами и настроенной бортаппаратурой. В
состав зенитного ракетного комплекса М-1 "Волна" на пр 58 входили спаренная
(двухбалочная) стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101, система хранения
и подачи ЗУР В-600, (4К-90), система управления с аппаратурой предстартовой подготовки
и пуска ракет 4Р-90 "Ятаган". В погребе в двух револьверных барабанах
размешалось 16 ракет. Боевые характеристики комплекса обеспечивали скорострельность
два пуска каждые 5 с, дальность стрельбы первоначально составляла до 16 км по
горизонту (при стрельбе по надводпым целям) и досягаемость по высоте около 15
км. К моменту начала разработки проекта для вооружения надводных кораблей
нз новых артиллерийских систем реально можно было ориентироваться только на 76-мм
двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726 (ЗИФ-67). Хотя артустановка
АК-726 официально называлась универсальной, все же ее основным предназначением
считалась ПВО, что подтверждает се высокая скорострельность - 90 выстр/мин (одного
ствола). Па корабле пр. 58 было установлено две башни в кормовой части, однако
общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель"
превращала две двухорудийпые башни как 6ы в одну четырехорудийпую. В основном
режиме башни управлялись дистанционно, тем не менее имелось резервное местное
управление с помощью оптических прицелов ("Призма"), установленных на
самих орудиях. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов и
размещался в двух погребах в открытых сотовых стеллажах без обойм, последние хранились
и снаряжались в помещениях перегрузки. Торпедное вооружение состояло из
двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися
противолодочными торпедами СЭТ-53 и далноходными торпедами 53-57. На корабле
пр. 58 впервые (на серийных кораблях) устанавливалась реактивная бомбометиая система
РБУ-6000 (две двенадцатиствольные установки) с новыми реактивными глубинными бомбами
РГБ-60. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов (96 РГБ). Управление
стрельбой РБУ осуществлялось системой "Буря", обеспечивавшей определение
курса, скорости целей, их курсового угла и т. д. Следует отметить, что комплекс
РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты,
но при условии получения необходимых данных от ГАС. Авиационное вооружение
(вертолет на корабле) появилось только в техническом проекте, для чего пришлось
удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на
взлетно-посадочную площадку (ВПП) и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие
проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование
вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях пр. 58 удалось разместить
лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост (СКП) и небольшой
запас авиационного керосина (5 т). Причем сам вертолет принимался в перегруз и
его базирование, таким образом, можно было считать чисто символическим. Обитаемость
личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена
за счет выделения (впервые на наших кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей
размещение 2/3 старшин и матросов. В столовой, кроме принятия пищи, проводились
культурно-массовые мероприятия - показ кинофильмов, лекции, собрания и т. д. В
боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт. Крейсера пр.58
несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не
подвергались. В 70-е годы на некоторых из них установили часть недопоставленного
в свое время радиотехнического вооружения, на всех кораблях появилась вторая РЛС
"Дон-2" (обнаружения надводных целей), салютные пушки и, наконец, по
две батареи малокалиберных шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС и системой
управления огнем «Вымпел». Зенитные ракеты B-600 заменялись на более совершенные
В-601, противокорабельпые 4К-44 на ПКР "Прогресс". Головной корабль,
получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном
заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся
26 марта 1961 г., а в июне 1962 г. его предъявили на государственные испытания
комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась
окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах
именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась
к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров,
подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга. Первоначально
основным назначением корабля пр. 58 считалось "уничтожение легких крейсеров,
эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя
с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия".
Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника. Ракетный
крейсер "Адмирал Головко" был заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная
верфь) в г.Ленинграде 20 апреля 1961 г. Спущен на воду 18.07.1962 г., вступил
в строй 30.12.1964 г. 22.01.1965 г. был включен в состав Северного флота.
С 01.06 по 31.06.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнил боевую задачу
по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. перечислен в
состав Черноморского флота. 08-13.05.1970 г. нанес визит в Алжир; 03-07.08.1972
г. - в Констанцу (Румыния); 21-26.08.1975г. - в Тунис; 22-27.06.1978 г.
- в Латакию (Сирия). В период с 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г, прошел на
“Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. В период с 1990 по 1999 год,
во время нахождения ракетного крейсера "Москва" (бывший ракетный крейсер
"Слава") в ремонте в г.Николаеве являлся единственным ракетным крейсером
Черноморского флота. Ракетный крейсер "Адмирал Головко" был разоружен
и списан 13.11.2002 г. |