Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
         
      Крейсер "Адмирал Нахимов"  
 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 16300 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м.
Скорость полного хода: 33 узла.
Дальность плавания: 7400 миль при 17 узлах.
Силовая установка: 2 ТЗА, 121700 л.с., 2 винта.
Бронирование: борт - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм, башни главного калибра - 175 мм, боевая рубка - 130 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм трехорудийные башни МК-5-бис, 6х2 100-мм орудия СМ-5-1, 8х2 37-мм орудий В-11, 2х5 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1266 чел.

История корабля:
Легкий артиллерийский крейсер пр.68-бис

Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира.

Более "крупные" по своим масса-габаритным характеристикам, нежели корабли типа "Чапаев", они имели водоизмещение: стандартное - 13600 т, нормальное - 15120 т и полное - 16300 т. Запасы топлива, машинного масла, котловой и питьевой воды, а также про визии обеспечивали кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность плавания на оптимальных экономических ходах до 9 тыс. миль.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания "полностью сварного корпуса" из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса "броневой цитадели", конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза - 120 мм, кормового - 100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях. Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр.68-К.

В качестве главного калибра на кораблях пр.68-бис были применены четыре 152/57 мм/кал, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100/70 мм/кал, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии - СМ-5-1-бис), а зенитный - шестнадцатью спаренными 37/67 мм/кал, автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные - типа В-11-м. По ТТЗ на крейсера пр.68-бис действие орудий обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно, что и выполнялось фактически.

Особенностью крейсеров пр. 68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС "Риф" и АРЛС "Залп", а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой "Молния АЦ-68-бис А".

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя - побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС "Якорь". Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой "Зенит-68-бис".

Торпедное вооружение кораблей включало в себя два 53-см пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата типа "ПТА-53-68-бис", установленных побортно на спардеке, и управляющую ими систему ПУТС "Сталинград-2Т-68-бис", сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией "Заря" и универсальным торпедным прицелом. В перегруз крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения или контактных минных защитников. Корабли типа "Свердлов" были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа "Чапаев". В качестве главных паровых котлов здесь также были использованы шесть вертикальных водотрубоых паровых котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении, каждый паропроизводительностью на полном ходу порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 121700 л. с., на заднем - 25270 л. с.).

Крейсер "Адмирал Нахимов" был зачислен в списки кораблей ВМФ 01.12.1948 г. и 27.06.1950 г, заложен на заводе № 444 в Николаеве (заводской № 375). Спущен на воду 29.06.1951 г., вступил в строй 27.03.1953 г. и 08.02.1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ.

31.05-4.06.1954 г. отряд кораблей ЧФ в составе крейсера "Адмирал Нахимов" и двух эскадренных миноносцев под командованием адмирала С.Г. Горшкова нанес визит в Дуррес (Албания). Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья.

В 1955 году был разработан "Проект плана военного судостроения на 1956 - 1965 годы". Им предусматрива­лось строительство пяти авианосцев проекта 85 на заводе № 402 со сдачей с 1961 по 1965 год по единице в год. Единственными крупными кораблями с чисто артиллерийским вооружением стали 5 крейсеров нового проекта 84. Основными же надводными кораблями программы 1956 - 1965 годов должны были стать ракетные крейсера, созданные на базе проекта 68-бис - как уже вошедших в строй или заложенных, так и планируемых к закладке.

По программе четыре строившихся крейсера проекта 68-бис предполагалось переделать по проекту 67 в "легкий крейсер с реактивным вооружением ближнего действия". Чертежи последнего разработало ЦКБ-17 согласно постановлению Совета Министров СССР от 30.12.1954 г. Позже должно было начаться переоборудование уже законченных кораблей типа "Свердлов". Согласно проекту 67 все 152-мм башни МК-5-бис предполагалось снять и вместо них установить две спаренные стабилизированные пусковые установки (ПУ) СМ-58 для стрельбы ракетами КСС (корабельный самолет-снаряд) комплекса "Стрела". Длина направляющих СМ-58 составляла 12 м, в задней части ПУ имели легкую броню 5-10 мм. Носовая установка имела боекомплект из 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней терминологии), 9 из них размещались в погребах и 2 - в перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ - на 3 ракеты меньше. Самолет-снаряд КСС должен был иметь радиолокационную головку самонаведения, вес его равнялся 3,5 т, дальность полета - 40 км.

Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28.02 по 18.10.1955 г. на заводе № 444 в Николаеве переделали уже находившийся в строю крейсер "Адмирал Нахимов". Его носовая башня (№ 1) МК-5-бис была развернута на 90° к оси корабля и приварена к барбету, а её орудиям придали максимальный угол возвышения (+45°). Остальные три башни полностью сохранили боеспособность. В носовой части смонтировали открытую ПУ балочного типа с углом старта 15°, далее побортно разместили два ангара на две КСС каждый. Транспортировка ракет из ангаров к ПУ осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испытательная система. На крейсере установили экспериментальный образец системы управления стрельбой "Колчан" и телеметрическую аппаратуру.

Первый пуск КСС с "Нахимова" состоялся 22.01.1956 г., затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня того же года начались стрельбы по щиту с инертной боевой частью. Всего по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22.12.1956 г. провели 7 пусков самолетов-снарядов с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера "Сталинград" проекта 82. Из 24 ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.

"Адмирал Нахимов" позже намеревались перестроить по проекту 67СИ для проведения совместных испытаний ракетного комплекса "Стрела": на месте носовых башен 152-мм артиллерии и части другого вооружения предполагалось установить спаренную стабилизированную закрытую ПУ СМ-58 с системой управления "Колчан". Технический проект 67СИ закончили в 1955 году, однако в сентябре следующего года выпуск рабочих чертежей был прерван.

Технический проект 67 представили на утверждение в Москву в сентябре 1956 года, при этом была принята рекомендация МНТК по ограничению числа перевооружаемых по этому проекту крейсеров до двух - трех единиц, после чего в феврале 1957 года главком ВМФ утвердил ТТЗ на разработку проекта 67-бис с четырьмя пятиконтейнерными ПУ комплекса П-6, разработанного для подводных лодок и имевшего дальность до 350 км, и предложил Минсудпрому прекратить работы по проекту 67 до решения Советом Министров вопроса о новом ракетном вооружении предполагаемых к переоборудованию крейсеров.

Таким образом, "Адмирал Нахимов" первым в советском флоте получил, хотя и в опытном варианте, на вооружение ПКРК.

28.07.1960 г. крейсер "Адмирал Нахимов" был разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

В июне 1961 г. корабль, будучи плавучей мишенью, был отбуксирован из Севастопольской бухты на 45 - 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь. С дистанции 72 км ракетный корабль "Прозорливый" выпустил по нему ракету КСШ, в инертном снаряжении. Ракета попала в среднюю часть крейсера в надводную часть борта и проделала отверстие в виде восьмерки площадью около 15 кв.м. Боевая часть ракеты пробила крейсер насквозь и сделала круглое отверстие площадью около 8 кв.м. в противоположном борту корабля. Нижний край отверстия оказался на 40 см ниже ватерлинии. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник пожар. В борьбу за спасение крейсера включилось много кораблей. Пожар был потушен лишь через 12 часов.

В 1961-1962 гг. на базе “Главвторчермета” в Севастополе крейсер "Адмирал Нахимов" был разделан на металл.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте