ТТД: Водоизмещение: 16300 т. Размеры: длина - 210 м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м. Скорость полного хода: 33 узла. Дальность плавания: 7400 миль при 17 узлах. Силовая установка: 2 ТЗА, 121700 л.с., 2 винта. Бронирование: борт - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм, башни главного калибра - 175 мм, боевая рубка - 130 мм. Вооружение: 4х3 152-мм трехорудийные башни МК-5-бис, 6х2 100-мм орудия СМ-5-1, 8х2 37-мм орудий В-11, 2х5 533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 1266 чел.
История корабля:
Легкий артиллерийский крейсер пр.68-бис
Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто
артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни
в их конструкции, ни в вооружении не было ничего
принципиально нового, тем не менее они оказались
одними из лучших легких крейсеров мира.
Более "крупные" по своим массо-габаритным
характеристикам, нежели крейсера типа "Чапаев"
(пр.68-К), они имели следующее водоизмещение:
стандартное - 13600 т, нормальное - 15120 т и
полное - 16300 т. Запасы топлива, машинного масла,
котловой и питьевой воды, а также провизии обеспечивали
кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность
плавания на оптимальных экономических ходах до
9 тыс. миль.
Впервые на этом проекте советским кораблестроителям
удалось реализовать идею создания полностью сварного
корпуса из низколегированной стали, что по расчетам
дало не только повышение технологичности постройки,
но и снижение экономических затрат.
Для защиты жизненно важных частей корабля в бою
от артиллерии противника было применено традиционное
общее и местное бронирование: противоснарядное
- цитадель, башни главного калибра, боевая рубка;
противоосколочное и противопульное - боевые посты
верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном
гомогенная броня, основную массу бронирования
составляла масса "броневой цитадели",
конструктивно сформированной из палубного (броневая
- нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования.
Толщина брони, примененной в этой конструкции
равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза
- 120 мм, кормового - 100 мм, нижней палубы -
50 мм.
Конструктивная подводная защита от воздействия
торпедного и минного оружия противника включала
в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154
м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких
грузов) и продольных переборок, а также 23 главных
водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных
поперечными герметичными переборками. В общей
и местной прочности корабля немалую роль играла
и смешанная система набора корпуса - преимущественно
продольная - в средней части и поперечная - в
его носовой и кормовой оконечностях. Расположение
служебных и жилых помещений практически не отличалось
от принятого на крейсерах пр.68-К.
В качестве главного калибра на кораблях пр.68-бис
были применены четыре 152-мм, усовершенствованные
трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный
калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными
100-мм, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера
серии - СМ-5-1-бис), а зенитный - шестнадцатью
спаренными 37-мм автоматами В-11, позднее замененными
на модернизированные - типа В-11-м. По ТТЗ на
крейсера пр.68-бис действие орудий обеспечивалось
при волнении моря до 6 баллов включительно, что
и выполнялось фактически.
Особенностью крейсеров пр.68-бис также являлось
наличие специальных артиллерийских радиолокационных
станций в дополнение к оптическим средствам наведения
орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных
постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров
ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой
главного калибра были использованы РЛС "Риф"
и АРЛС "Залп", а на II и III башнях
МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.
Эффективное боевое использование артиллерии главного
калибра обеспечивалось новой системой приборов
управления стрельбой "Молния АЦ-68-бис А".
Универсальный калибр корабля, представленный
двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок),
оснащался двумя приданными им стабилизированными
постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу
по воздушным целям в условиях качки корабля) и
двумя (побатарейно) оптическими дальномерами ЗДМС-4.
Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной
артиллерии была применена АРЛС "Якорь".
Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках,
на носовых и кормовых углах относительно диаметральной
плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис,
автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов
управления стрельбой "Зенит-68-бис".
Торпедное вооружение кораблей включало в себя
два 535-мм пятитрубных наводящихся палубных торпедных
аппарата типа "ПТА-53-68-бис", установленных
побортно на спардеке, и управляющую ими систему
ПУТС "Сталинград-2Т-68-бис", сопряженную
со специальной торпедной радиотехнической станцией
"Заря" и универсальным торпедным прицелом.
В перегруз крейсер этого проекта мог принять более
100 корабельных мин заграждения или контактных
минных защитников. Корабли типа "Свердлов"
были оснащены также современными по тому времени
навигационным и радиотехническим вооружением,
средствами связи.
Корабельная энергетическая установка крейсеров
пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической
установки кораблей типа "Чапаев". В
качестве главных паровых котлов здесь также были
использованы шесть вертикальных водотрубных паровых
котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении,
каждый паропроизводительностью на полном ходу
порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых
агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная
мощность на полном переднем ходу 121700 л.с.,
на заднем - 25270 л.с.).
Крейсер "Адмирал Ушаков" был зачислен
в списки ВМФ 09.11.1950 г. Заложен на заводе им.
А. Марти в Ленинграде 31.08.1950 г. (седьмой по
счету в серии кораблей своего проекта), спущен
на воду 29.09.1951 г., вступил в строй 08.09.1953
г. Крейсер вошел в состав ВМФ 19.09.1953 г.
16-21.04.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция).
С 24.12.1955 г. он входил в состав Балтийского
флота, а 03.11.1956 г. был перечислен в состав
СФ. В феврале 1962 г. корабль вошел в состав вновь
сформированной там 6-й (ракетной) дивизии, а 05.10.1963
г. крейсер был перечислен в состав Черноморского
флота.
В период с 18.02.1964 г. по 15.02.1971 г. крейсер
был поставлен на консервацию. После расконсервации
27.06-16.12.1971 крейсер был модернизирован по
проекту 68А на "Севморзаводе" в Севастополе
(установка артсистемы АК-230 с радиолокационной
системой управления "Рысь" и замена
части радиотехнических средств).
06-12.03.1973 г. отряд советских кораблей в составе
крейсера "Адмирал Ушаков", эсминца "Сметливый"
и подводной лодки во главе с адмиралом В.С. Сысоевым
нанес визит в Латакию (Сирия). 10-15.10.1973 г.
"Адмирал Ушаков" вошел в состав сил
высадки десанта. Десант предполагалось высадить
в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не
допустить захвата города израильскими войсками.
Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибытия
воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование
силами высадки возложили на командира 30-й дивизии,
а командный пункт развернули на крейсере "Адмирал
Ушаков". Приказ об отмене операции поступил
лишь при входе эскадры в Порт-Саид.
15-19.10.1973 г. крейсер "Адмирал Ушаков"
под руководством контр-адмирала Л.Я. Васюка нанес
визит в Таранто, а 19-22.10.1973 г. - визит в
Мессину (Италия), 07.10.1981 г. - визит в Варну
(Болгария).
Затем крейсер вновь находился на консервации
в период с 28.02.1983 г. по 16.09.1987 г. Был
исключен из состава флота 16.09.1987 г., и в 1992
г. был продан частной фирме Индии для разделки
на металл.
|