Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
     
   Крейсер "Червона Украина" 
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" Черноморского Флота
 
Крейсер "Червона Украина" во время визита в Стамбул
 
Памятная доска крейсеру "Червона Украина" в Севастополе
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 7999 т.
Размеры: длина - 163,2 м, ширина - 15,7 м, осадка - 5,7 м.
Скорость полного хода: 29 узлов.
Дальность плавания: 3700 миль при 14 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, 4-вальная, 50 000 л.с.
Бронирование: борт - 76 мм , рубка - 76/50 мм, палуба 25 мм.
Вооружение: 15x1 130-мм (9 палубных, 6 казематных), 3x2 100-мм, 4х1 45-мм орудий, 7х12,7-мм пулеметов; 2x3 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин.
Экипаж: 852 чел.

История корабля:
Крейсер типа "Светлана"

К постройке серии легких крейсеров типа "Светлана" в России приступили незадолго перед Первой мировой войной. Помимо строившихся для Балтики в Ревеле и Петербурге четырех крейсеров этого типа, 19 октября в Николаеве завод "Русского судостроительного общества" ("Руссуд") приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров "Адмирал Нахимов" (головной) и "Адмирал Лазарев", а 11 ноября 1915 года там же дополнительно заложили еще два - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".

Основные проектные тактико-технические элементы этих будущих черноморских крейсеров выглядели следующим образом: водоизмещение 7600 т, длина по 163,2 м, ширина с обшивкой и броней 15,7 м, осадка 5,58 м; мощность четырехвальной паротурбинной энергетической установки 55000 л.с. при 14 паровых котлах, скорость до 29,5 уз. Бронирование: главный 75-мм бортовой (от 0 до 125-го шпангоута) броневой пояс из крупповской цементированной стали высотой 2,1 м (из них 1,2 м ниже ватерлинии), над ним по всей длине корабля 25-мм пояс из крупповской нецементированной брони. Толщина верхней и нижней палуб 20, стен боевой рубки 75, ее крыши, пола и кормового траверза на 125-м шпангоуте 50 мм. Бронировались также кожухи дымовых труб и элеваторы подачи боезапаса. Подвод кабелей управления осуществлялся по трубам со стенками толщиной 50 и 75 мм. Вооружение: пятнадцать 55-калиберных 130-мм орудий на палубных установках со щитами, четыре 63,5-мм "противоаэропланные" пушки, столько же пулеметов, два подводных бортовых 457-мм торпедных аппарата; на верхнюю палубу могло приниматься до 100 мин заграждения.

Начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства кораблей. И хотя два первых черноморских крейсера сошли со стапелей соответственно 24 октября 1915 года и 8 июня 1916 года, достроить их до окончания боевых действий так и не удалось. Причем готовность головных крейсеров была весьма высокой. Однако все более ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали планы по скорому вводу крейсеров в строй неосуществимыми. Хотя по оптимистической оценке, данной в боевом расписании флота Черного моря на 1919 год, утвержденном 24 января главнокомандующим Вооруженными силами юга России генерал-лейтенантом А.И. Деникиным, для приведения в полную готовность крейсера "Адмирал Нахимов" требовалось всего два месяца интенсивных работ.

После окончания гражданской войны, когда встал вопрос о возрождении военно-морского флота, определилась и судьба недостроенных кораблей, в том числе и легких крейсеров. По мнению начальника Морской академии, члена Морской подкомиссии по восстановлению военной промышленности М.А.Петрова, эти корабли ни в коей степени не утратили своей современности. А в качестве примера он приводил данные по спущенному в 1921 году в США новому легкому крейсеру (имелся в виду крейсер типа "Омаха"), который мало чем отличался от "Светланы". Однако разрушенное хозяйство страны и непопулярность флота у некоторых ее руководителей отрицательно сказались на его возрождении. Из восьми кораблей правительство решило ввести в строй только по два легких крейсера для каждого из флотов. Причем из-за финансовых и технических трудностей "Светлана" (с 5 февраля 1925 года "Профинтерн", а с 31 октября 1939 года "Красный Крым") и "Адмирал Нахимов" достраивались по первоначальному проекту с незначительными изменениями.

"Адмирал Нахимов" достраивался на вновь созданном объединении Николаевских государственных заводов им. А. Марти. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя - "Червона Украина". Работы на корабле проводились крайне медленно, не хватало топлива, материалов, рабочей силы и различного оборудования. Поэтому "Червона Украина" вошла в состав флота только 21 марта 1927 года. Его первым командиром стал Н.Н. Несвицкий. На нем поднял свой флаг командующий флотом.

В сопровождении эскадренных миноносцев "Незаможник" и "Петровский" в 1928 году крейсер с дружеским визитом посетил Турцию. В 1930 году крейсер под командованием П.А. Евдокимова в сопровождении эскадренных миноносцев совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину на острове Сицилия и Пирей в Греции, а четыре года спустя крейсер снова идет в Турцию. В январе 1941 года после ремонта крейсер стал на свое штатное место в Северной бухте.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров эскадры в Севастополе. Уже 23-25 июня участвовал в постановке оборонительных минных заграждений. В ночь на 5 июля в составе отряда боевых кораблей вышел к новому месту базирования в Новороссийск, куда прибыл в 9.00 6 июля. 27 августа в 16.19 вышел в Севастополь, куда прибыл в 8.55 28 августа. В тот же день в 20.45 вышел в Одессу для оказания огневой поддержки нашим войскам. 29 августа - 1 сентября осуществлял огневую поддержку обороняющимся под Одессой войскам. 2 октября вышел к Тендре для эвакуации с косы войск и 3 октября в 12.53 возвратился обратно с батальоном морской пехоты.

6 октября вышел в Одессу и уже через сутки возвратился обратно с эвакуированными. 13 октября в 16.30 вновь вышел в Одессу, куда прибыл 14 октября в 7.30. 15 октября выполнил две артиллерийские стрельбы по позициям противника. 16 октября в 5.28, приняв 1164 человека, снялся на Севастополь, куда прибыл в тот же день. 30 октября в 15.14 вышел к Тендре для эвакуации войск и в 3.00 следующих суток, приняв их, начал движение в Севастополь, куда прибыл днем.

5 ноября командиром корабля назначается капитан 2 ранга И.А.Заруба. 8 ноября первый из кораблей эскадры открыл огонь из Севастополя по наступающим войскам противника. 9 и 10 ноября выполнил семь стрельб (было выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).

12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани (Совторгфлотская пристань) Севастополя крейсер был совершен целый ряд воздушных налетов авиации противника. В первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву. Всего на корабле погибло 70 человек.

Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан 2 ранга Н. Заруба по приказанию штаба командующего флота отдал команду покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом. На дно Южной бухты лег крейсер, который первым ввели в состав флота после Октябрьской революции. Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Его экипаж вошел в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

В ноябре 1947 года крейсер "Червона Украина" был поднят, 08.02.1948 г. поставлен в док, корпус отремонтирован и использовался как учебно-тренировочная станция. С 30.10.1950 г. он был превращен корабль-мишень. 10.05.1952 г. посажен на грунт в районе косы Бакая как мишень для бомбометания морской авиации.

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина".

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 1 ранга Басистый Н.Е. (22.06.1941 - 05.11.1941);
- капитан 2 ранга Заруба И.А. (05.11.1941 - 12.11.1941).

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте