ТТД: Водоизмещение: 14100 т. Размеры: длина - 199
м, ширина - 18,7 м, осадка - 6,9 м. Скорость полного хода: 32,5 узлов.
Дальность плавания: 6300 миль при 17 узлах. Силовая установка: котлотурбинная,
двухвальная, 124000 л.с. Бронирование: главный пояс - 20-100 мм, палуба -
20-50 мм, башни главного калибра - 175 мм, боевая рубка - 30-130 мм. Вооружение:
4х3 152-мм орудий, 4х2 100-мм орудий, 14х2 37-мм орудий, 2х5 533-мм торпедных
аппарата ПТА-53-68бис (впоследствии демонтированы), 132 мины образца 1908 г.,
или 76 мин образца 1926 г., или 68 мин "КБ". Экипаж: 1184 чел. История
корабля: Легкий артиллерийский крейсер пр.68 Семь новых крейсеров
типа "Чапаев" (проект 68) заложили на стапелях заводов в Ленинграде и Николаеве
в 1939-1940 годах в соответствии с программой строительства морского и океанского
флотов. Предусматривалась постройка еще пяти кораблей этого типа. Крейсер
"Фрунзе" был заложен на судостроительном заводе им Марти в Николаеве
29.08.1939 г. Спущен на воду 30.12.1940 г. В связи с началом Великой Отечественной
войны работы на крейсере прервали, а когда в августе 1941 года фронт приблизился
к Николаеву, на "Фрунзе" погрузили семьи рабочих, ценное оборудование и отвели
в Севастополь, а затем в Поти, где 09.08.1941 г. он был поставлен на хранение. В
августе 1942 года другой крейсер Черноморского флота, "Молотов", был атакован
вражескими самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами. Взрывом торпеды у
него оторвало 20 м кормовой оконечности корпуса, которая мгновенно затонула. Но
винты не пострадали, и корабль вернулся на базу. Однако мощностей единственного
тогда на Черном море судоремонтного завода было недостаточно, чтобы восстановить
корму. И тогда было предложено отрезать корму у "Фрунзе" и приделать ее к поврежденному
кораблю. Операция была сложной не только по чисто техническим причинам
- "Фрунзе" был шире и выше "Молотова", к тому же ремонтники располагали доком
грузоподъемностью 5 тыс. т, а водоизмещение того и другого крейсера достигало
10 тыс. т. Тщательно изучив проект восстановления, заместитель наркома
Военно-морского Флота по кораблестроению и вооружению адмирал Л. М. Галлер дал
"добро". Недостроенный "Фрунзе" ввели в док кормой вперед, поставив под нее опоры
и оставив большую часть корпуса на плаву. Отделив корму, док притопили, вывели
укороченный корабль, а на его место поставили "Молотов" и с помощью гидравлических
домкратов подтянули корму к его корпусу. Летом 1943 года, после ходовых
испытаний, крейсер "Молотов" вновь вступил в строй, и неопытному глазу было трудно
определить, что он когда-то претерпел "трансплантацию" кормовой части. Помимо
этого, часть брони "Фрунзе" использовали при оборудовании бронепоезда.
После войны было решено достроить пять крейсеров типа "Чапаев". Опыт боевых действий
на море и развитие военной техники заставили судостроителей внести существенные
коррективы в первоначальный проект. Прежде всего значительно усилили зенитное
вооружение, 100-мм универсальные пушки и посты управления зенитным огнем оснастили
стабилизаторами качки. На крейсере оборудовали радиолокационные станции, новые
системы управления оружием, смонтировали размагничивающие устройства. С учетом
опыта войны на море с крейсеров сняли бортовые самолеты (разведчики-корректировщики)
и катапульты, торпедные аппараты и сбрасыватели глубинных бомб. Крйсеры
был продолжен постройкой после Великой Отечественной войны. Корабелы заново сделали
кормовую часть, в 1948 году в сухом доке ее состыковали с корпусом. Крейсер вступил
в строй 19.12.1950 г. С 08.04.1951 г. - в составе Черноморского флота. В
1953 г. крейсер в составе отряда кораблей Черноморского флота нанес визиты дружбы
в порты Болгарии и Румынии. Переклассифицирован в учебный легкий крейсер 18.04.1958
г. Исключен из списков 06.02.1960 г. Разделан на металл на базе Главвторчермета
в Севастополе в 1960-1961 гг. |