ТТД: Водоизмешение полное: 5315 т. Размерения: длина - 142,7 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,7 м. Cкорость хода максимальная: 34 узла. Дальность плавания: 6000 миль при 14,5 узлах Силовая установка: котлотурбинная, 4 котла высокого давления, 91000 л.с.; Вооружение: 2х4 пусковых установок противокорабельных ракет П-35 (боезапас 16 ракет, из них 8 шт. в погребе перезарядки); 1х2 пусковых установок зенитных ракетных комплексов "Волна" (Боезапас 16 ракет); 2х2 76-мм орудия АК-726, 4х6 30-мм орудия АК-630, 2 салютные 45-мм пушки, 2х3 533-мм торпедных аппаратов, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000, 1 вертолет Ка-25. Экипаж: 304 чел. История корабля: Ракетный крейсер пр.58 Проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения разрабатывался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. 6 декабря того же года главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше (16 и 24 октября) заместитель главкома ВМФ утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Мипоборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии комплекс М-1 "Волна") и ударного реактивного оружия (впоследствии - П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный пр. 58 разработали в середине 1957 г., а в сентябре Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958 г. За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца пр.56, прошедший тщательную и всестороннюю "обкатку" теорией и практикой, вследствие этого отработка теоретического чертежа крейсера пр.58 особых затруднений не представляла и была произведена еще на стадии эскизного проекта. Однако модельные испытания в ЦАГИ и ЦНИИ-45 на регулярном волнении потребовали более полного образования носовых обводов. При этом были получены лучшие результаты на всех ходах с точки зрения снижения заливаемости и особенно брызгообразования, чем на кораблях пр.56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков. В качестве материала корпуса применялась низколегированная сталь марки СХЛ-4. Надстройки, в основном, выполнялись из алюмнннсво-магниевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т, только передняя стенка носовой и задняя кормовой надстроек, два яруса фок-мачты, башенная масть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС выполнялись из стали. Отличие общего расположения корабля от ранее построенных заключалось и следующем: размещение комплекса главного командного пункта (ГКП) в корпусе, отсутствие открытых боевых постов и наличие проходов к ним без выхода на верхнюю палубу, сравнительно небольшое количество надстроек. В архитектурном отношении обращали на себя внимание внушительные необычные пирамидальные фок- и грот-мачты. Подобная конструкция мачт диктовалась потребностью получения необходимых объемов для размещения высокорасположенных постов высокочастотных блоков РЛС, а также обеспечения жесткого подкрепления большого количества антенных устройств многочисленных радиотехнических средств, для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит, стойкости по отношению к ударной волне и лучшей смываемости водяной защитой. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля являлась дальнейшим развитием котлотурбинных установок кораблей предыдущих проектов с применением впервые в отечественной корабельной энергетике принципиально нового котельного комплекса. Однако для достижения заданной скорости полного хода (34 уз) потребовалась форсировка как главных турбозубчатых агрегатов, так и котлов при сохранении требований жесткой весовой дисциплины и экономичности. В электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный переменный ток напряжением 380 В. В качестве основных источников электроэнергии использовались два турбогенератора ТД-750 мощностью по 750 кВт и два дизель-генератора ДГ-500 по 500 кВт, размещенные в двух электростанциях. Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35, разработанный на базе комплекса П-5. Комплекс П-35 отличался от предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой системой управления и обладал значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля пр. 58 входили: две пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет (8 в погребах), система управления 4Р-44 ("Бином") и друтие обслуживающие устройства. Пусковые установки СМ-70 имели дистанционное горизонтальное наведение и фиксированный угол возвышения при старте ракет - 25° (по походному - 0°). В них постоянно размещались 8 ракет 4К-44. Система управления позволяла осуществлять одновременный двухракетпый залп из каждой ПУ. Время подготовки первого залпа составляло не более 12 мин (по проекту). В погребах ракеты хранились полностью снаряженными, но без топлива и пиросвечей, в контейнерах ПУ - с пиросвечами и настроенной бортаппаратурой. В состав зенитного ракетного комплекса М-1 "Волна" на пр 58 входили спаренная (двухбалочная) стабилизированная пусковая установка ЗИФ-101, система хранения и подачи ЗУР В-600, (4К-90), система управления с аппаратурой предстартовой подготовки и пуска ракет 4Р-90 "Ятаган". В погребе в двух револьверных барабанах размешалось 16 ракет. Боевые характеристики комплекса обеспечивали скорострельность два пуска каждые 5 с, дальность стрельбы первоначально составляла до 16 км по горизонту (при стрельбе по надводпым целям) и досягаемость по высоте около 15 км. К моменту начала разработки проекта для вооружения надводных кораблей нз новых артиллерийских систем реально можно было ориентироваться только на 76-мм двухорудийную автоматическую башенную артустановку АК-726 (ЗИФ-67). Хотя артустановка АК-726 официально называлась универсальной, все же ее основным предназначением считалась ПВО, что подтверждает се высокая скорострельность - 90 выстр/мин (одного ствола). Па корабле пр. 58 было установлено две башни в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийпые башни как 6ы в одну четырехорудийпую. В основном режиме башни управлялись дистанционно, тем не менее имелось резервное местное управление с помощью оптических прицелов ("Призма"), установленных на самих орудиях. Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов и размещался в двух погребах в открытых сотовых стеллажах без обойм, последние хранились и снаряжались в помещениях перегрузки. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и далноходными торпедами 53-57. На корабле пр. 58 впервые (на серийных кораблях) устанавливалась реактивная бомбометиая система РБУ-6000 (две двенадцатиствольные установки) с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов (96 РГБ). Управление стрельбой РБУ осуществлялось системой "Буря", обеспечивавшей определение курса, скорости целей, их курсового угла и т. д. Следует отметить, что комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как комплекс противоторпедной защиты, но при условии получения необходимых данных от ГАС. Авиационное вооружение (вертолет на корабле) появилось только в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную площадку (ВПП) и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на кораблях пр. 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим оборудованием, стартово-командный пост (СКП) и небольшой запас авиационного керосина (5 т). Причем сам вертолет принимался в перегруз и его базирование, таким образом, можно было считать чисто символическим. Обитаемость личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена за счет выделения (впервые на наших кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 старшин и матросов. В столовой, кроме принятия пищи, проводились культурно-массовые мероприятия - показ кинофильмов, лекции, собрания и т. д. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт. Крейсера пр.58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. В 70-е годы на некоторых из них установили часть недопоставленного в свое время радиотехнического вооружения, на всех кораблях появилась вторая РЛС "Дон-2" (обнаружения надводных целей), салютные пушки и, наконец, по две батареи малокалиберных шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС и системой управления огнем «Вымпел». Зенитные ракеты B-600 заменялись на более совершенные В-601, противокорабельпые 4К-44 на ПКР "Прогресс". Головной корабль, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля 1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961 г., а в июне 1962 г. его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга. Первоначально основным назначением корабля пр. 58 считалось "уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия". Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника. Во время испытаний на Севере летом 1962 г. в жизни "Грозного" произошло неординарное событие: корабль посетил руководитель страны Н. С. Хрущев в сопровождении министра обороны маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. Первый командир крейсера капитан 2 ранга В. А. Лапепков сначала вывел крейсер в море и провел показательные стрельбы комплексом П-35. Руководство наблюдало за ними с борта крейсера "Мурманск". Стрельбы оказались удачными, ракеты ушли за горизонт и прямым попаданием поразили шит-мишень. После этого высокие гости перешли на «Грозный» и осмотрели корабль, Н.С. Хрущев был в восторге от корабля. 30.12.1962 г. вступил в строй и вошел в состав Северного флота. 05.10.1966 г. перечислен в состав Черноморского флота. 12-15.08.1967 г. нанес визит в Варну и Бургас (Болгария); 29.01-04.02.1968 г.- в Котор и Зеленину (Югославия); 20-27.07.1969 г. - в Гавану (Куба) 06-08.08.1969 г. - в Фор-де-Франс (Мартиника); 20-25.04.1972 г. - в Касабланку (Марокко); 02-07.07.1973 г. - в Марсель (Франция); 20-25.11.1974 г. - в Латакию (Сирия). В период с 19.07.1976 г. по январь 1984 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 06.01.1984 г. был перечислен в состав Балтийского флота. 19-23.07.1984 г., 26-30.05.1985 г. и 18-23.07.1987 г. нанес визит в Гдыню (Польша); 05-08.10.1984 г., 07-11.10.1985 г. и 23-28.10.1987 г. - в Росток (ГДР); 19-24.07.1988 г. - в Щецин (Польша). 01.04.1989 г. поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, но 24.06.1991 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1992 г. расформирован и в 1993 г. на базе “Главвторчермета” в Лиепае разделан на металл. |