| ТТД:Водоизмещение: 742 т.
 Размеры: длина - 69,4 м, ширина - 7,3 м, осадка - 3,1 м.
 Скорость полного хода: 18,3 узла.
 Силовая установка: 3 котла, 2341 л.с., 2 винта.
 Бронирование: палуба - 13 мм.
 Вооружение: 6х1 47-мм орудий, 4х1 37-мм орудия, 
                                три 380-мм торпедных аппарата.
 Экипаж: 7 офицеров, 120 матросов.
 История корабля:Минный крейсер II-го ранга, способный действовать 
                                в составе эскадры в любую погоду, охранять ее 
                                от атак миноносцев противника и нести разведывательную 
                                службу.
 Предполагалось, что второй минный крейсер будет 
                                полностью однотипным с "Лейтенантом Ильиным", 
                                заложенным тремя месяцами раньше. Однако Балтийский 
                                завод, имея рабочие чертежи механизмов крейсера 
                                "Лейтенант Ильин", взялся в течение 
                                14-16 месяцев изготовить такую же установку своими 
                                силами и установить её на "Капитан Сакен" 
                                в Николаеве. Предложение сочли выгодным, и проект 
                                корабля переделали. Не меняя обводов корпуса (но 
                                снабдив его ещё более угрожающего вида таранным 
                                штевнем) перекомпоновали внутренние помещения 
                                для размещения машины и огнетрубных котлов цилиндрического 
                                типа взамен локомотивных. Замена локомотивных котлов на огнетрубные произошла 
                                не сразу. 21 января 1887 года выяснилось, что 
                                новые котлы получаются на 25,5 т тяжелее требуемого, 
                                в результате чего журналом МТК № 12 было приказано 
                                убрать кормовые надстройки, а весь борт понизить 
                                почти на 1 метр. В результате многочисленных переделок в корме 
                                крейсера вместо надстройки были установлены рубки 
                                для офицеров и отдельно для командира. Баковую 
                                надстройку заменили карапасной палубой. Расположение 
                                офицерских кают (в кормовой части жилой палубы) 
                                было утверждено только в ноябре 1887 года. Кроме 
                                того, в конструкцию "Капитана Сакена" 
                                внесли изменения с целью исправить недостатки, 
                                выявленные при испытаниях "Лейтенанта Ильина". 
                                Цилиндры среднего и низкого давления снабдили 
                                рубашками, а угольные ямы - трубами для замера 
                                температуры угля. Были сняты паровые подъёмники 
                                для удаления из топок золы и шлака. В результате 
                                всех переделок водоизмещение корабля в полном 
                                грузу оказалось на четверть тяжелее проектного. 
                               Вооружение ограничили шестью 47-мм и четырьмя 
                                37-мм пушками. Поворотные минные аппараты после 
                                выявления большой перегрузки решили не ставить. 
                                Из пяти минных аппаратов два бортовых оказались 
                                очень неудобны для заряжания и впоследствии были 
                                сняты. Неоднократно возобновлявшиеся ходовые испытания 
                                показали, что мощность механизмов при 223 об/мин 
                                не превышала 2341 л.с. Вместо ожидавшейся 21-узловой 
                                скорости корабль выжимал только 18,3 узла.  Минный крейсер "Капитан Сакн" был построен 
                                в Николаеве. Зачислен в списки 18.01.1886 г. Заложен 
                                в 1886 году. Спущен на воду в 1889 году, вступил 
                                в строй в 1889 году. 30.05.1890 г. был зачислен 
                                в состав Практической эскадры Чёрного моря.   Несмотря на недостатки корабля, Черноморский 
                                флот, до конца XIX века не получивший ни одного 
                                крейсера, использовал "Капитана Сакена" 
                                в роли посыльного и разведочного корабля. 25 августа 1899 года в Севастополе была впервые 
                                в мировой истории установлена радиосвязь между 
                                боевыми кораблями. Приёмо-передающие устройства 
                                разместили на броненосцах "Георгий Победоносец" 
                                и "Три святителя", а передатчик - на 
                                минном крейсере "Капитан Сакен". Во время мятежа 1905 года минный крейсер остался 
                                в подчинении вице-адмирала Чухнина. 8 апреля 1907 года переименован в портовое судно 
                                "Бомборы". В боевых действиях участия 
                                никогда не принимал. Корабль был исключён из списков 
                                22 декабря 1909 года. |