ТТД: Водоизмещение: 742 т. Размеры: длина - 69,4 м, ширина - 7,3 м, осадка - 3,1 м. Скорость полного хода: 18,3 узла. Силовая установка: 3 котла, 2341 л.с., 2 винта. Бронирование: палуба - 13 мм.
Вооружение: 6х1 47-мм орудий, 4х1 37-мм орудия,
три 380-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 7 офицеров, 120 матросов.
История корабля:
Минный крейсер II-го ранга, способный действовать
в составе эскадры в любую погоду, охранять ее
от атак миноносцев противника и нести разведывательную
службу.
Предполагалось, что второй минный крейсер будет
полностью однотипным с "Лейтенантом Ильиным",
заложенным тремя месяцами раньше. Однако Балтийский
завод, имея рабочие чертежи механизмов крейсера
"Лейтенант Ильин", взялся в течение
14-16 месяцев изготовить такую же установку своими
силами и установить её на "Капитан Сакен"
в Николаеве. Предложение сочли выгодным, и проект
корабля переделали. Не меняя обводов корпуса (но
снабдив его ещё более угрожающего вида таранным
штевнем) перекомпоновали внутренние помещения
для размещения машины и огнетрубных котлов цилиндрического
типа взамен локомотивных.
Замена локомотивных котлов на огнетрубные произошла
не сразу. 21 января 1887 года выяснилось, что
новые котлы получаются на 25,5 т тяжелее требуемого,
в результате чего журналом МТК № 12 было приказано
убрать кормовые надстройки, а весь борт понизить
почти на 1 метр.
В результате многочисленных переделок в корме
крейсера вместо надстройки были установлены рубки
для офицеров и отдельно для командира. Баковую
надстройку заменили карапасной палубой. Расположение
офицерских кают (в кормовой части жилой палубы)
было утверждено только в ноябре 1887 года. Кроме
того, в конструкцию "Капитана Сакена"
внесли изменения с целью исправить недостатки,
выявленные при испытаниях "Лейтенанта Ильина".
Цилиндры среднего и низкого давления снабдили
рубашками, а угольные ямы - трубами для замера
температуры угля. Были сняты паровые подъёмники
для удаления из топок золы и шлака. В результате
всех переделок водоизмещение корабля в полном
грузу оказалось на четверть тяжелее проектного.
Вооружение ограничили шестью 47-мм и четырьмя
37-мм пушками. Поворотные минные аппараты после
выявления большой перегрузки решили не ставить.
Из пяти минных аппаратов два бортовых оказались
очень неудобны для заряжания и впоследствии были
сняты. Неоднократно возобновлявшиеся ходовые испытания
показали, что мощность механизмов при 223 об/мин
не превышала 2341 л.с. Вместо ожидавшейся 21-узловой
скорости корабль выжимал только 18,3 узла.
Минный крейсер "Капитан Сакн" был построен
в Николаеве. Зачислен в списки 18.01.1886 г. Заложен
в 1886 году. Спущен на воду в 1889 году, вступил
в строй в 1889 году. 30.05.1890 г. был зачислен
в состав Практической эскадры Чёрного моря.
Несмотря на недостатки корабля, Черноморский
флот, до конца XIX века не получивший ни одного
крейсера, использовал "Капитана Сакена"
в роли посыльного и разведочного корабля.
25 августа 1899 года в Севастополе была впервые
в мировой истории установлена радиосвязь между
боевыми кораблями. Приёмо-передающие устройства
разместили на броненосцах "Георгий Победоносец"
и "Три святителя", а передатчик - на
минном крейсере "Капитан Сакен".
Во время мятежа 1905 года минный крейсер остался
в подчинении вице-адмирала Чухнина.
8 апреля 1907 года переименован в портовое судно
"Бомборы". В боевых действиях участия
никогда не принимал. Корабль был исключён из списков
22 декабря 1909 года.
|