ТТД: Водоизмещение: 430 т. Размеры: длина
- 60,4 м, ширина - 7,4 м, осадка - 3,3 м. Скорость полного хода: 21,1 узла.
Дальность плавания: 1650 миль при 10 узлах. Силовая установка: одновальная
паросиловая, 3500 л.с., 1 винт. Вооружение: 6х1 47-мм орудий, 3х1 37-мм орудий,
два 380-мм торпедных аппарата. Бронирование: рубка - 13 мм. Экипаж: 5
офицеров, 59 матросов. История корабля: Минный крейсер типа Казарский. Это
был второй проект российского минного крейсера, который был заметно более успешным
по сравнению с предыдущим проектом минного крейсера - "Лейтенантом Ильиным".
Проект "Казарского" предусматривал водоизмещение 400 т, вооружение из
девяти пушек и полную скорость 21 узел. Минный крейсер "Казарский"
был заложен на судоверфи "Шихау" в Эльбинге по заказу Морского ведомства
России для Черноморского флота. Контракт подписан 08 октября 1888 г. Зачислен
в списки 19 августа 1889 г. Спущен на воду в 1889 году, вступил в строй в мае
1890 года. По контракту он должен был приступить к испытаниям всего через
11 месяцев после подписания бумаг - срок слишком небольшой, чтобы выявить все
погрешности в проекте и слабые места при постройке. Фактически же корабль вошел
в строй через год после контрольной даты. "Казарский" был вдвое
дешевле «Ильина» и при этом имел вдвое большую дальность плавания, не уступая
в артиллерийском вооружении. Несомненным преимуществом стал его палубный торпедный
аппарат, способный разворачиваться на 360° - первый в отечественном флоте. Судно
имело низкий борт, способствовавший хотя бы относительной скрытности, и высокую
скорость - свыше 21 узла. В соревновании с "Ильиным" на пробеге между
Севастополем и Ялтой "Казарский" развил скорость почти на три узла больше.
Впрочем, не обошлось и без недостатков. Некоторые из них являлись как бы продолжением
достоинств этогонового судна. Так, относительно низкий борт и острые обводы препятствовали
использованию вооружения на волнении. Несколько неожиданными оказались плохая
управляемость и сильная вибрация даже на среднем ходу. В 1906 году проходил
капитальный ремонт и модернизацию. 27.09.1907 года корабль официально перевели
в класс посыльных судов, сняли с него 37-мм пушки, а в 1914 г. артиллерию заменили
на 3 75-мм пушки и 4 пулемета (к 1917 г. 2 пулемета сняли). Приказом по
Морскому ведомству от 18 марта 1909 г. "Казарский" был зачислен в число
вспомогательных судов Черноморского отряда. 24 мая-19 августа 1909 г. он совершил
плавание из Севастополя в Галац и обратно. По сведениям "Судового списка
1914 г." на "Казарском" в 1906 г. локомотивные котлы заменили такими
же новыми, по данным на 1912 г. он вместо контрактной 21,07-уз скорости развивал
18,1 уз. Вооружение состояло из трех 75-мм пушек и четырех пулеметов, экипаж из
5 офицеров, 2 кондуктора и 59 матросов. По списку 1917 г., составленному в МГШ,
"Казарский" имел на вооружении те же три 75-мм и на два пулемета меньше. Принимал
участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу. В дальнешйем
корабль последовательно находился в руках германских оккупационных, а с декабря
1918 г. англо-французских союзников, с апреля 1919 г. входил в состав флота белых,
в ноябре 1920 г. при эвакуации белых, выведен из строя но 15 декабря 1920 г. был
включен в состав морских сил Черного моря в качестве заградителя. В "Таблицах
элементов судов военных флотов Р.С.Ф.С.Р. за 1921 г." "Казарский"
значился посыльным судном. Сведения о вооружении отсутствовали. В 1921 г. корабль
прошел капитальный ремонт, в 1923 г. передан фондовой комиссии и возвращен в класс
посыльных судов, с 1925 г. находился в порту на хранении и впоследствии разобран. |