ТТД: Водоизмещение: 9230 т. Размеры:
длина - 186,9 м, ширина - 17,5 м, осадка - 5,5 м Скорость полного хода: 34
узла Дальность плавания: 3535 миль при 18 узлах. Силовая установка: 110000
л.с.; 2 турбины, 2 винта Бронирование: броневой пояс - 70 мм, продольная переборка
- 35 мм, палуба - 35 мм, башни - 40-90 мм, боевая рубка - 100 мм Вооружение:
4х2 152-мм орудия ОТО29, 3х2 100-мм орудия системы Минизини, 8х2 37-мм орудия
Br32, 4х2 13,2-мм пулемета Br40, 2х3 533-мм торпедных аппарата, 1 катапульта,
2 самолета IMAM Ro43 Экипаж: 806 чел. История корабля: Трофейный
итальянский крейсер типа Eugenio di Savoia Первоначальное название крейсера
- "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta". Был заложен 24.01.1932 г. на судоверфи
OTO Cantiere di Livorno в Италии. спущен на воду 22.04.1934 г., вступил в строй
итальянского ВМФ 11.07.1935 г. Проект корабля был разработан в 1932 г.
под руководством главного инспектора кораблестроения Италии генерал-лейтенента
Умберто Пульезе. "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta" был девятым кораблем
в серии итальянских кораблей серии "Кондотьери" 4-й серии. Построенный
в период между двумя мировыми войнами, этот корабль принадлежал к одному из вполне
совеменных и весьма мощных типов легких крейсеров 30-х годов ХХ века. Крейсер
имел клепанный корпус с полубаком, простиравшимся на одну треть его длины, и 22
отсека, разделенные между собой 21-й водонепроницаемой переборкой. По проекту
корабль сохранял плавучесть при затоплении двух смежных отсеков. Броневая цитадель
простиралась от 187 до 27 шпангоута (была принята обратная система отсчета) и
формировалась 70-мм нижним, 20-мм верхним бортовыми броневыми поясами, 35-мм продольной
противоосколочной броневой переборкой и 20-мм броневой платформой. Энергетическая
установка легкого крейсера состояла из 3-х котельных отделений с 6-ю водотрубными
котлами системы Ярроу
с вертикальными пароперегревателями, а в двух машинных отделениях были установлены
2 ГТЗА системы Парсона по 55000 л.с. каждый при 250 об./мин. гребного вала. Расположенные
попарно в носовом и кормовом машинном отделениях четыре турбогенератора по 160
кВт выдавали в корабельную сеть напряжение 220 Вольт постоянного тока. Так же
имелось 2 дизель-генератора по 160 кВт. Запасы составляли: мазута - 1635
тонн, турбинного масла - 70 тонн, котельной воды - 253 тонны, питьевой воды -
59 тонн. Главный калибр корабля состоял из четырех 152-мм двухорудийных
артиллерийских установок, имевших раздельно-гильзовое заряжание с клиновым горизонтально-скользящим
затвором. Боекомплект - по 250 выстрелов/ствол. Универсальный калибр был представлен
тремя 100-мм спаренными палубными артустановками системы Минизини с боекомплектом
250 выстрелов/ствол. Имелось 2 бомбомета и 2 кормовых бомбосбрасывателя, а в перегруз
крейсер мог брать до 150 мин на верхней палубе. За весь период Второй мировой
войны имел лишь одно боестолкновение, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунто
Стило (Punta Stilo) прикрывал получивший повреждения линкор "Джулио Чезаре". До
10 сентября 1943 года совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых
задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником
не имел. В момент капитуляции Италии находился в Тарано, откуда он 8-10
сентября 1943 года совершил переход на Мальту для сдачи английским властям. За
всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного сеьезного повреждения. На
Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в 1943 году
было принято решение о разделе части боеспособных кораблей ВМФ Италии в счет репарации
между Великобританией, США и СССР. В результате жеребьевки, проведенной представителями
военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза,
последний получал по репарациям от Италии 45 кораблей и судов, в том числе линейный
корабль ("Giulio Cesare"), легкий крейсер ("Emanuele Filiberto
Duca D'Aosta"), три эскадренных миноносца ("Artigliere", "Fuciliere"),
три миноносца ("Animoso", "Ardimentoso" и "Fortunalе"),
две подводные лодки ("Маrеа" и "Nicheliо"), 10 торпедных катеров,
три сторожевых катера, три десантных судна ("MZ772", "MZ780"
и "MZ781"), военный транспорт ("Monte Kucko"), танкер, четыре
водолея ("Istria, "Basento", "Liri" и "Polchegera"),
12 буксиров и учебное парусное судно ("Christoforo Colombo"). 06
февраля 1949 года в порту Одессы крейсер "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta"
был передан советскому экипажу от итальянского, и 26 февраля того же года он получил
новое название - "Сталинград", которе вскоре изменили на "Керчь". Легкий
крейсер "Керчь" формально входил в состав дивизии крейсеров Черноморского
флота, но с самого начала использовался в основном для учебных целей. 16 февраля
1956 года его официально переклассифицировали в учебный крейсер, а 11 марта 1958
года переоформили в опытовое судно "ОС-32". Исключили крейсер "Керчь"
из списков Черноморского флота 20 февраля 1959 года. Почти десятилетняя
служба "Керчи" в составе ВМФ СССР не была отмечена какими-либо значительными
событиями, однако за это время с кораблем не произошло ни одной серьезной аварии.
За все эти годы на крейсере пошли отличную подготовку немало флотских специалистов,
которым предсояло осваивать корабли нового советского ракетоносного флота. |