ТТД: Водоизмещение: 7838 т. Размеры:
длина - 133 м, ширина - 16,6 м, осадка - 7,2 м. Скорость полного хода:
23 узла. Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах. Силовая установка:
2 винта, 19 500 л.с. Бронирование: палуба - 35-70 мм, башни - 90-125 мм, казематы
20-80 мм, рубка - 140 мм. Вооружение: 8х1 130-мм (палубные), 3х1 76,2-мм,
3х1 45-мм, 2х1 25-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 40 глубинных
бомб, 195 якорных мин. Экипаж: 730 чел. История корабля:
Построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия).
Первоначальное название крейсера - "Кагул". Был заложен 23.08.1901 г.
в Николаеве, спущен на воду 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г. С
25.03.1907 г. - "Память Меркурия". В годы 1-й мировой войны участвовал
в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную
и блокадную службу у берегов Турции, эскортировал и обеспечивал противолодочную
охрану бригад линкоров. Принимал участие в бою с немецкими крейсерами "Гебен"
и "Бреслау" у мыса Сарыч. В 1916 году крейсер "Память Меркурия"
из-за изношенности машин становится на прикол в Южной бухте Севастополя. Восстановительные
работы на крейсере проводились на Севастопольском морском заводе. Оставляя Севастополь,
белогвардейцы взорвали машины корабля. Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла
в котельное и машинное отделения. В сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док.
Недостающее и вышедшее из строя оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись
за счет снятых со старых кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали
оборудование броненосца "Евстафий". Цилиндры главных паровых машин были
сняты с однотипного крейсера "Богатырь", который на Балтийском флоте
подлежал разборке на металлолом. С 31.12.1922 г. крейсер получил название "Коминтерн".
После пятилетнего бездействия крейсер "Коминтерн" в июне 1923 г. вступил
в строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских орудий,
три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т. При мощности
двухвальной механической установки 19 500 л. с. скорость полного хода составила
12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской
войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве
учебного корабля. С 1923 г. - учебный крейсер. В 1930 г. прошел модернизацию:
4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба
демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный
заградитель. С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится
боевой единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя.
Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и оружием,
стратегически важная Керченско-Феодосийская операция - во всей этой работе героически
участвовал старый крейсер. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили
с боями. 11 марта 1942 г. крейсер был поврежден авиабомбой: пробита палуба
юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом
сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу. 16.07.1942
г. при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой авиации: повторно
был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим капитальный ремонт, но
во время войны это сделать не представлялось возможным. "Коминтерн"
разоружили: пушки и зенитные автоматы были врыты в землю под Туапсе. Сам крейсер
был затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома. Корпус
крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как памятник
отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор- и ахтерштевни,
оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок. |