Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
     
   Крейсер "Красный Кавказ" 
 
Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского Флота
 
Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского Флота
 
Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского Флота
 
Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского Флота
 
Крейсер "Красный Кавказ" Черноморского Флота
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 9030 т.
Размеры: длина - 169,5 м, ширина - 15,7 м, осадка - 6,6 м.
Силовая установка: 55 000 л.с.
Cкорость хода максимальная: 29 уз.
Дальность плавания: 3700 миль при 18 узлах.
Бронирование: борт 50-75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка 75 мм.
Вооружение: 4x1 180-мм, 12x1 100-мм, 2x1 76,2-мм, 4x1 45-мм и 10x1 37-мм орудий, 6x1 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 100 якорных мин, 1 катапульта, 2 самолёта.
Экипаж 866 человек.

История корабля:
Легкий артиллерийский крейсер типа "Светлана"

История этого корабля началась накануне первой мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась закладка двух легких крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии "Красным Кавказом", было присвоено наименование "Адмирал Лазарев". Корпус корабля был спущен на воду 8 июня 1916 года, однако достроен крейсер был только в 1931 году. В процессе достройки конструкция претерпела значительные изменения (проект 815).

Крейсер "Адмирал Лазарев" (с 14 декабря 1926 года - "Красный Кавказ") решили кардинально реконструировать путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена перспективная программа перевооружения, принятая еще 16 июля 1925 года. Однако в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными 180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации предусматривала наличие пяти таких установок на корабле. Правда, принятая в таком виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен (по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров. В декабре того же года проектирование "Красного Кавказа" проводилось на Николаевских государственных заводах.

В ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение крейсера составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки, столько же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с каждого борта) 533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 м, а главные размерения оказались следующими: наибольшая длина 169,5, ширина 15,7 и осадка 6,6 м.

25 января 1932 года, успешно пройдя все стадии приемных испытаний, крейсер "Красный Кавказ" вступил в строй.
В 1933 году "Красный Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.

В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием офицеров А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко успешно громил немецко-фашистские войска под Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском. Впервые главный колибр корабля заговорил 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой.

Первую половину октября 1941 года "Красный Кавказ" провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.

Наиболее яркой страницей в истории этого корабля является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем временем десантники прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы крейсера вели огонь по амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За два часа боя в "Красный Кавказ" попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на нем 7 пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю.

На следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт вооружение и 1200 человек , утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту. Быстро подав швартовы, моряки немедленно приступили к разгрузке, которая была уже почти завершена, когда крейсер был отакован немецкими самолетами. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой "юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.

Почти через сутки полузатопленный, но не сдавшийся "Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и пургу, появился в Туапсе, а через два дня ушел в Поти для ремонта. 3 апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского звания. К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал в минно-заградительных действиях.

Пройдя около 14 тысяч миль, крейсер "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия крейсера провела 32 огневых налета по фашистским позициям, уничтожила 16 вражеских артиллерийских и минометных батарей, истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов немецкой авиации и сбили 3 самолета.
К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Через несколько месяцев "Красный Кавказ" возглавил отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.

После Великой Отечественной войны (12 мая 1947 года) "Красный Кавказ" перевели в разряд учебных кораблей. В 1952 г. использовался в качестве мишени у Феодосии при испытаниях противокорабельных ракет "Комета" класса "воздух-море". После попадания в корабль первой ракеты был отремонтирован и вновь использован в качестве мишени. Вторую ракету корабль пережить не смог. Механизмы и обшивка крейсера были серьёзно повреждены, начался сильный пожар, и корабль затонул 06.11.1952 г. в районе нынешнего полигона Опук.

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Гущин А.М. (22.06.1941 - 23.10.1942);
- капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Ерошенко В.Н. (22.10.1942 - 09.05.1945).

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте