ТТД: Водоизмещение: 9030 т. Размеры: длина - 169,5
м, ширина - 15,7 м, осадка - 6,6 м. Силовая установка: 55 000 л.с. Cкорость
хода максимальная: 29 уз. Дальность плавания: 3700 миль при 18 узлах.
Бронирование: борт 50-75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка
75 мм. Вооружение: 4x1 180-мм, 12x1 100-мм, 2x1 76,2-мм, 4x1 45-мм и 10x1
37-мм орудий, 6x1 12,7-мм пулеметов, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата,
2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 100 якорных мин, 1 катапульта, 2 самолёта.
Экипаж 866 человек. История корабля: Легкий артиллерийский крейсер
типа "Светлана" История этого корабля началась накануне первой
мировой войны. 18 октября 1913 года в Николаеве состоялась закладка двух легких
крейсеров. Одному из них, ставшему впоследствии "Красным Кавказом", было присвоено
наименование "Адмирал Лазарев". Корпус корабля был спущен на воду 8 июня 1916
года, однако достроен крейсер был только в 1931 году. В процессе достройки конструкция
претерпела значительные изменения (проект 815). Крейсер "Адмирал Лазарев"
(с 14 декабря 1926 года - "Красный Кавказ") решили кардинально реконструировать
путем замены 130-мм артиллерии на более мощную. В основу модернизации была положена
перспективная программа перевооружения, принятая еще 16 июля 1925 года. Однако
в ходе проектирования появилась возможность воспользоваться вновь созданными одноорудийными
180-мм башенными установками. Утвержденная 25 декабря 1926 года программа модернизации
предусматривала наличие пяти таких установок на корабле. Правда, принятая в таком
виде система вооружения увеличивала водоизмещение, а значительная масса башен
(по 120 т каждая), расположенных на верхней палубе, потребовала применения бортовых
наделок (булей) для увеличения остойчивости крейсеров. В декабре того же года
проектирование "Красного Кавказа" проводилось на Николаевских государственных
заводах. В ходе модернизации от установки булей отказались; вооружение крейсера
составили четыре 57-калиберные 180-мм одноорудийные башенные установки, столько
же 76,2-мм зенитных пушек Лендера и четыре трехтрубных (по два с каждого борта)
533-мм торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 м,
а главные размерения оказались следующими: наибольшая длина 169,5, ширина 15,7
и осадка 6,6 м. 25 января 1932 года, успешно пройдя все стадии приемных
испытаний, крейсер "Красный Кавказ" вступил в строй. В 1933 году "Красный
Кавказ" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции,
Греции и Италии. В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием
офицеров А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко успешно громил немецко-фашистские войска под
Одессой и Севастополем, в Феодосии и под Новороссийском. Впервые главный колибр
корабля заговорил 11 сентября 1941 года, когда крейсер обрушил огонь на позиции
вражеских войск, находившихся в деревне Ильинка под Одессой. Первую половину
октября 1941 года "Красный Кавказ" провел в непрерывных походах между Одессой
и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем
последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу. Наиболее
яркой страницей в истории этого корабля является его участие в Керченско-Феодосийской
десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника,
батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие,
"Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним
утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь. Тем временем десантники
прыгали на подходящие катера и баркасы и устремлялись на берег. Орудия и пулеметы
крейсера вели огонь по амбразурам огневых точек врага, складу боеприпасов. За
два часа боя в "Красный Кавказ" попало 13 снарядов и 7 мин, которые вызвали на
нем 7 пожаров, но главные и вспомогательные механизмы оставались в строю. На
следующий день, выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив
задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась
недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв
на борт вооружение и 1200 человек , утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую
бухту. Быстро подав швартовы, моряки немедленно приступили к разгрузке, которая
была уже почти завершена, когда крейсер был отакован немецкими самолетами. Несмотря
на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой
части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд,
как снова был атакован большой группой "юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку
с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило
из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило
рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой
башни скрылась в волнах. Почти через сутки полузатопленный, но не сдавшийся
"Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и пургу, появился в Туапсе, а через два
дня ушел в Поти для ремонта. 3 апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был
удостоен гвардейского звания. К тому времени корабль выполнил 30 боевых заданий
командования, в том числе 9 - по огневой поддержке сухопутных войск, дважды участвовал
в минно-заградительных действиях. Пройдя около 14 тысяч миль, крейсер "Красный
Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и эвакуированных граждан
Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал
6 транспортов с войсками и боевой техникой. Артиллерия крейсера провела 32 огневых
налета по фашистским позициям, уничтожила 16 вражеских артиллерийских и минометных
батарей, истребила до 5 батальонов пехоты. Зенитчики корабля отразили 67 налетов
немецкой авиации и сбили 3 самолета. К концу лета 1942 года крейсер после
ремонта смог опять выйти в море. Через несколько месяцев "Красный Кавказ" возглавил
отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
После Великой Отечественной войны (12 мая 1947
года) "Красный Кавказ" перевели в разряд
учебных кораблей. В 1952 г. использовался в качестве
мишени у Феодосии при испытаниях противокорабельных
ракет "Комета" класса "воздух-море".
После попадания в корабль первой ракеты был отремонтирован
и вновь использован в качестве мишени. Вторую
ракету корабль пережить не смог. Механизмы и обшивка
крейсера были серьёзно повреждены, начался сильный
пожар, и корабль затонул 06.11.1952 г. в районе
нынешнего полигона Опук.
Этим
кораблем в разное время командовали: - капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Гущин
А.М. (22.06.1941 - 23.10.1942); - капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Ерошенко
В.Н. (22.10.1942 - 09.05.1945). |