ТТД: Водоизмещение: 7999 т. Размеры: длина - 158,4
м, ширина - 15,4 м, осадка - 5,7 м. Скорость полного хода: 29 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль при 14 узлах. Силовая установка: 46 300 л.с.
Бронирование: борт - 76 мм , рубка - 76/50 мм, палуба 25 мм. Вооружение:
15x1 130-мм (9 палубных, 6 казематных), 3x2 100-мм орудий, 10х1 37-мм зенитных
орудий, 7х12,7-мм пулеметов; 2x3 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных
бомб, 100 якорных мин. Экипаж: 852 чел. История корабля:
11 ноября 1913 года в Ревеле был заложен новый крейсер "Светлана". Спущен на воду
8 ноября 1915 года. Но начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства
корабля, достроить его до окончания боевых действий так и не удалось. Из-за
угрозы захвата Ревеля (Таллинна) германской армией "Светлану" пришлось
в конце 1917 года отбуксировать в Петроград, где планировалось ввести его в строй
в 1919 году. Однако все более ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности
сделали эти планы неосуществимыми. После окончания гражданской войны, когда
встал вопрос о возрождении военно-морского флота, определилась и судьба недостроенного
корабля. По наброскам морской программы, для ввода в строй этого корабля требовалось
несколько месяцев, но это в случае благоприятных условий, связанных с успехами
по восстановлению судостроительных и смежных с ними предприятий. В ноябре
1924 года “Светлану” перевели к стенке Балтийского завода. 5 февраля 1925 года
приказом по Морским силам РККА крейсеру было дано новое название “Профинтерн”.
Корабль достраивался по первоначальному проекту с частичной модернизацией. Устаревшие
63-мм пушки заменили девятью 75-мм зенитными орудиями с большим углом возвышения
и увеличили боезапас к ним. На юте установили три 3-трубных поворотных 450-мм
торпедных аппарата. Крейсеру был придан гидросамолет-разведчик. Для его размещения
между 2-й и 3-й трубами оборудовали специальную площадку. Для подъема самолета
и спуска его на воду установили кран-балку. В результате водоизмещение корабля
немного увеличилось. Но, несмотря на это, на испытаниях крейсер развил скорость
свыше 29 узлов. 1 июля 1928 года “Профинтерн” был зачислен в состав Морских
сил Балтийского моря и поднял военно-морской флаг. Начались напряженные учебные
будни. В те годы корабли Балтфлота “открывали сезон” плавания в мае. В одиночку
и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции,
артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая “атаки” подводных лодок и т.п. Учеба
заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал
“Маркизову лужу”. Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских
заводов. В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую
морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних
штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна”
и крейсера “Профмнтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер.
Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта
через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался
только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с
транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено
из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск. 22
ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю
Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв
топливо с транспортов, через день продолжили поход. Большинство моряков впервые
видели берега Лангеланда, Бельта, Каттегата. Прошли печально знаменитый Скаген
и вышли в Северное море. Здесь начались первые неприятности. Механики не учли
разности в солености воды Балтики и океана, и на кораблях вскипели котлы. Пришлось
встать на якорь. Устранив неисправность, продолжили поход. Пройдя Английский канал,
корабли 30 ноября у маяка Барфлер встретились с транспортами, ушедшими вперед.
Океанская волна раскачивала корабли и транспорты, что значительно осложнило прием
топлива. Чтобы не помять борта и не порвать шланги, корабли все время подрабатывали
машинами. Несколько раз, когда ветер усиливался, погрузку прекращали. Двое суток
длилась эта операция. Измотанные экипажи ждали новые испытания. Бискайский
залив встретил корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра, “Профинтерн”,
имеющий высокий полубак, легко входил на волну. Но, к сожалению, генеральный курс
вынуждал корабли идти лагом к волне. Крен крейсера достигал 34°. Не помогло и
уменьшение хода. От ударов гигантских волн на “Профиитерне” разошлись клепаные
швы корпуса. В котельные отделения стала поступать вода. Беда не приходит одна
- вышел из строя водоотливный насос. Командир отряда вынужден был принять решение
о заходе в ближайший порт. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли
на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все
усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, “Профинтерн”
непрерывно работал турбинами “малый вперед”. Через два дня ремонт закончили. Французские
буксиры подвели к борту нефтеналивную баржу. Но полностью восполнить запас топлива
не удалось - на волнении рвались шланги. Корабли опять вышли в Бискайский
залив. Шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров
и длиной 100. Крен крейсера достигал 40°. Все шлюпки были разбиты. Когда под ударами
волн на линкоре разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в
Брест. 10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на
внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой
отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение
команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры.
Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за
непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест,
теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс
Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Встретив в море наступивший
1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты
с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города
Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать
под ногами твердую землю. На следующий день был организован футбольный матч команды
города с командой “ Профинтерна”. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри,
а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода. Делегация моряков
ездила в Сорренто, где в то время жил М. Горький, а 13 января писатель посетил
корабли и выступал перед командой. Командование отряда понимало, что поврежденным
кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую
Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой
разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться
в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани
Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ
из Москвы. “Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное
и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. Утром 17 января впереди по курсу
показались минареты Константинополя. Экипажи кораблей застыли вдоль бортов. С
берега их приветствуют жители турецкой столицы. В полдень отряд вышел в Черное
море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн”
18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку
моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269
миль. Крейсер (как и линкор) решено было не возвращать на Балтику, а включить
в состав Морских сил Черного моря. В 30-х годах “Профинтерн” прошел модернизацию,
в ходе которой была усилена зенитная артиллерия. Вместо 75-мм пушек установили
три спаренные 100-мм установки и шесть 45-мм пушек. Оба торпедных аппарата перенесли
на шкафут. 21 августа 1941 года, приняв топливо и боезапас, "Красный Крым",
в охранении эсминцев "Фрунзе" и "Дзержинский" направился к линии фронта в Одессу.
462 снаряда главного калибра было обрушено на противника. Там же, под Одессой,
корабль принял участие в высадке первого на Черном море десанта. В ожесточенных
боях за Севастополь "Красный Крым" в ноябре - декабре 1941 года провел 18 артиллерийских
стрельб. Командование флота высоко оценило действия артиллеристов "Красного Крыма",
многие из них были удостоены высоких государственных наград. За годы войны
крейсер "Красный Крым" под командованием капитана 1 ранга А.И.Зубкова выполнил
58 боевых заданий. Крейсер провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям немецких
войск, уничтожив 4 батареи, 3 склада с боеприпасами и до полка пехоты, перевез
более 20 тысяч человек личного состава, раненых и эвакуируемых граждан Севастополя,
высадил на берег около 10 тысяч человек в составе десантов, отразил свыше двухсот
атак самолетов. 18 июня 1942 года крейсер был удостоен гвардейского звания. При
возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года "Красному
Крыму” была оказана честь первым войти в главную базу флота. В ноябре 1954
года корабль был переформирован в учебный крейсер, 7 мая 1957 года - в опытовое
судно и переименован в "ОС-20", 18 марта 1958 года превращен в плавказарму "ПКЗ-144". В
июле 1959 года крейсер "Красный Крым" был исключен из списков судов
Военно-Морского флота. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан
2 ранга / капитан 1 ранга Зубков А.И. (22.06.1941 - 16.04.1944); - капитан
1 ранга Мельников П.А. (16.04.1944 - 09.05.1945). |