Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
         
      Противолодочный крейсер "Ленинград"  
 
ПКР "Ленинград"
 
ПКР "Ленинград"
 
Ленинград
 
Ленинград
 
Ленинград
 
Ленинград
 
Ленинград
 
Ленинград
 
Ленинград
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 15 280 т.
Размеры: длина - 189,1 м, ширина по ватерлинии 25,9 м, ширина по взлётной палубе - 34 м, осадка - 7,7 м.
Скорость полного хода: 32 узла.
Дальность плавания: 14900 миль при 13,5 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 4 котла на нефтяном отоплении, 2х45000 л.с., 2 винта.
Вооружение:
авиационное: 14 вертолетов Ка-25; 4 вертолётных ВПП; 2 подъёмника.
противолодочное: 1х2 ПУ ПЛРК "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60)
зенитное: 2х2 ПУ ЗРК "Шторм" (48 ракет).
артиллерийское: 2х2 57-мм орудия (ЗИФ-72).
Экипаж: 850 чел.

История корабля:
Противолодочный крейсер пр.1123

Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными кораблями новых типов. Для борьбы с подводными лодками противника было решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые корабли типа "Комсомолец Украины" с одним вертолётом Ка-25 на борту. Но одиночное базирование не обеспечивало боевой эффективности, достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование, при котором можно организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих поиск ПЛ в пределах полосы значительной ширины.

Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Непосредственным проектированием корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года его сменил А.В.Маринич). Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин. Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. Первоначально предполагалось переоборудовать в вертолётоносцы 7 недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, но позже было принято решение разрабатывать проект с "нуля". 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123.

Первый вариант проекта имел водоизмещение 4500-5000 т, ангар в центральной части корабля на 8 вертолётов, взлётно-посадочную площадку в кормовой части с тремя стартовыми позициями. Проведя исследования по тактике применения поисково-ударной группы, конструкторы ЦКБ-17 пришли к выводу, что 8 вертолётов для круглосуточного поиска недостаточно и увеличили их количество до 14. Это повлекло за собой увеличение размерности корабля. При этом стандартное водоизмещение выросло до 8000 т. Полётная палуба находилась на удлинённом полуюте, а ангар - под ней. Концепция ЦКБ-17 была одобрена и новое тактико-техническое задание было утверждено 25 января 1960 года.

Разработку эскизного проекта поручили на конкурсной основе ЦКБ-17 и ЦКБ-53 (главный конструктор А.Л.Фишер). ЦКБ-17 представило 8 вариантов компоновки корабля. Победителем конкурса стал четвёртый вариант проекта, дальнейшую разработку которого и поручили ЦКБ-17. В процессе работы заказчик выдвигал новые требования и конструкторам пришлось разработать ещё 16 вариантов, обсуждение которых вылилось в серию жарких дискуссий. В результате для рабочего проектирования был выбран XXIII вариант. Основная часть работы была выполнена к маю 1962 года и в июне началась передача документации заводу-изготовителю.

15 января 1965 года (на следующий день после спуска "Москвы" - головного в этой серии) Николаевский судостроительный завод №444 приступил к строительству второго корабля - "Ленинград" (заводской №702).

31 июля 1966 года он спущен на воду, 24 января 1967 года зачислен в списки кораблей ВМФ, 15 декабря 1968 года на нём поднят Военно-морской флаг, вступил в строй 2 июня 1969 года и 9 июля включён в состав Краснознамённого Черноморского флота (отметим, что первоначально предполагалось включить его в состав КСФ).

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами. В целях снижения гидроакустического поля в фундаментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток.

На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2 подъёмников. Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок ЗРК "Шторм" (48 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2 двухствольных 57-мм артиллерийских установок ЗИФ-72 (АК-725), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (144 глубинные бомбы РГБ-60). Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1123 (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования входили: опускаемая ГАС "Орион", буксируемая ГАС "Вега", ГАС "Хоста" для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия "Восход", резервная РЛС "Ангара-А", телевизионная система "Кузнечик", визир ночноо видения "Агат". Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему "Корень-1123" (впервые в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ. Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.

Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях - по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения бустроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 оплвп). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения "Карат-М", слабое зенитное вооружение.

Крейсер 15 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды посещал Балтийское море, совершал походы вокруг Африки.

В 1970-1974 годах ПКР "Ленинград" несколько раз находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта. В период с 4 августа по 14 октября 1974 года он являлся флагманом отряда кораблей по разминированию Суэцкого залива. Эскадрилья под командованием подполковника Л.П.Беляева совершила 188 боевых вылетов на траление мин. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв.миль. С 18 августа по 6 ноября 1984 года совместно с БПК "Красный Крым" и судами обеспечения крейсер осуществлял разминирование акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии.

Корабль принимал участие в крупных учениях "Океан" (вместе с "Москвой", 1970), "Юг-71" (1971), "Вымпел" (1972), "Запад-81" (1981), "Заслон-84" (совместно с Кубой, 1984).

В марте 1972 года крейсер участвовал в спасении атомной подводной лодки К-19, потерпевшей аварию в Северной Атлантике. Экипаж был спасён при помощи вертолётов, а лодка отбуксирована в Североморск.

В январе 1972 года и 4-7 августа 1975 года "Ленинград" нанёс визиты в Александрию (Египет), 19-23 ноября 1974 года - в Дакар (Сенегал), 30 октября - 5 ноября 1975 года - в Дубровник (Югославия), 14-19 октября 1976 года - в Сплит (Югославия), 27 сентября - 1 октября 1981 года - в Эль-Джазаир (Алжир), 26-30 марта 1984 года - в Гавану (Куба), 8-28 сентября 1984 года - Аден (НДРЙ). В июне 1980 года корабль посетил Ленинград - город, чьё имя он носил.

Корабль дважды проходил капитальный ремонт на "Севморзаводе" в Севастополе (1976-1977) и Черноморском судостроительном заводе (бывшем №444) в Николаеве (1986-1987). В 1991 году его снова планировалось поставить на капитальный ремонт, но из-за начавшегося развала страны этого не произошло.

24 июня 1991 года "Ленинград" был исключён из состава флота и разоружён. 31 декабря его команда расформирована. В ночь на 24 августа 1995 года его на буксире увели в Индию для разделки на металл.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте