ТТД:
Водоизмещение: 2997 т.
Размеры: длина - 90,0 м, ширина - 12,5 м, осадка
- 6,0 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Силовая установка: паросиловая, 6 котлов, 2450
л.с., 1 винт.
Дальность плавания: 1560 миль при 10 узлах.
Вооружение: 6х1 152-мм орудий, 4х1 107-мм орудий,
4х1 47-мм орудий, 4х1 37-мм орудий, 4 поворотных
381-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 12 офицеров, 331 матрос.
История корабля:
Для пополнения Добровольного флота было разработано
задание на проектирование корабля специальной
постройки, который в отличие от торговых судов
должен в большей степени отвечать требованиям
крейсерской службы. Крейсер водоизмещением около
3200 тонн при мощности механизмов 2500 л.с. должен
был иметь скорость 14 и форсированную - 15 узлов
в течение шести часов. Проект предусматривал установку
двух 178-мм и четырех 107-мм орудий и одной 229-мм
мортиры. Запас угля рассчитывался на 30-дневный
переход полным ходом.
05.05.1879 г. Добровольный флот заказал судно
французской фирме "Форж и Шантье" за
2,5 млн. франков со сроком готовности через 14
месяцев. Главная машина мощностью 2450 л.с. (форсированная
- 2950 л.с.) должна была обеспечить скорость при
неполной нагрузке в 16,5 узла, при полном запасе
угля -14. С этой скоростью корабль должен был
пройти под парами 6400-6700 миль, а со скоростью
10 узлов - 14800 миль. Крейсер имел парусное вооружение
барка площадью 1480 кв.м. на трех железных мачтах.
Артиллерийское вооружение по новому проекту состояло
из пяти 152-мм и одного 203-мм орудий. Благодаря
преимущественному применению стали, корпус был
значительно облегчен, что позволило увеличить
запас угля до 1000 тонн, что составляло 30% водоизмещения.
Крейсер был заложен летом 1879 г. Спущен на воду
10.05.1880 г., вступил в строй в марте 1882 г.
(Тулон/ФэШМ; наблюдающий корабельный инженер А.П.
Торопов). До 09.04.1883 г. именовался "Ярославль".
10.09.1880 г. пароход под коммерческим флагом
с грузом угля для судов Доброфлота вышел в Одессу.
"Ярославль" под коммерческим флагом
прошел проливы и стал использоваться Добровольным
флотом на Черном море. Однако пароход, построенный
для военных целей, из-за слишком мощной и громоздкой
энергетической установки и ограниченной вместимости
трюмов был нерентабельным и приносил убытки. Сначала
его поставили в консервацию, затем Морское министерство
купило пароход по контрактной стоимости за миллион
рублей. В марте 1882 г. "Ярославль"
вошел в состав Черноморского флота, а в апреле
был переименован в "Память Меркурия".
На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось
проектом, но более скорострельную артиллерию:
шесть 152-мм длиной в 28 калибров, четыре 107-мм
орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную
пушку системы Энгстрема, две 37-мм револьверные
пушки Гочкиса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца.
Минно-торпедное вооружение включало четыре поворотных
однотрубных аппарата, установленных на станках,
подобных орудийным, и до 180 мин заграждения.
В течение длительного времени "Память Меркурия"
не только был единственным крейсером, но также
самым быстроходным и наиболее мощным среди мореходных
кораблей Черноморского флота.
В 1887 г. капитально перебрали паровую машину,
в 1893-1894 гг. крейсер прошел капитальный ремонт
в Николаеве. При этом шесть главных котлов заменили
новыми и установили первый в русском флоте подводный
траверзный торпедный аппарат. В дальнейшем корабль
использовался для испытаний новых образцов торпедного
и минного оружия.
Единственным случаем боевого применения корабля
стало отражение атаки миноносца "Свирепый"
на броненосец "Ростислав" во время восстания
в Севастополе в 1905 г.
В начале ХХ века был разработан проект перевооружения крейсера, но претворять
в жизнь его не стали из-за недостатка средств.
Только перед русско-японской войной четыре устаревшие
107-мм пушки заменили 47-мм.
Крейсер "Память Меркурия" был исключен
из списков флота 07.04.1907 г. и поставлен на
прикол.
Во время Первой мировой войны, 28.10.1915 корабль
был вновь включен в состав Черноморского флота
в качестве минного блокшива ("Блокшив № 9").
На нем же размещался штаб Минной бригады. С декабря
1917 г. судно числилось в составе Красного Черноморского
флота, затем оказалось под контролем германских
войск, а впоследствии - англо-французских интервентов.
В марте 1919 г. его в качестве транспорта-базы
партии траления включили в состав Морских сил
Юга России. 14.11.1920 г. оставлено врангелевцами
при эвакуации из Севастополя и в декабре включено
в состав МСЧМ.
8 августе 1921 г. блокшив переоборудован в мастерскую.
31.10.1922 г. передан дивизиону СКА и катеров-истребителей.
25.12.1922 г. его вновь переклассифицировали в
транспорт-базу с возвращением названия "Меркурий".
С 01.10.1929 г. находился в резерве, а 09.03.1932
г. он был исключен из списков флота и передан
на слом. Однако разобран не был, а использовался
в качестве рейдового служебно-вспомогательного
плавсредства.
С 31.08.1938 г. служил в Одесском морском торговом
порту плавучим нефтехранилищем. 20.09.1939 г.
сдан на слом.
|