|   ТТД:  Водоизмещение: 11280 т.  Размеры: 
длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 (габаритная – 8,4) м.   Скорость 
полного хода: 32,5 узла.  Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500 
миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах.  Силовая установка: газотурбинная, 
2х71000 л.с., 2 вала.  Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса "Вулкан" 
(16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт" 
(боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55РМ), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного 
комплекса "Оса-М" (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1x2 130-мм артустановка 
AK-130 (боекомплект 600 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект 
48000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2x12 
реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных 
бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС).  
Экипаж: 485 чел.  История корабля:  Ракетный крейсер пр.1164  
В середине 70-х XX века гг. в СССР был создан ракетный комплекс "Базальт" 
с противокорабельными ракетами П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность 
стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию 
полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.На П-500 была впервые 
установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО авиационно-ударной 
группировки. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые 
ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 противокорабельных ракет, 
что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих 
на то время ракетных крейсеров.  Разработка проекта была поручена Северному 
ПКБ. Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными 
установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" был заложен 
на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 
г. Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979 
г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, 
а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.  Название 
"Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный 
фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 
38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями 
германского флота сражался линейный корабль "Слава".  Корабль 
попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного 
ЧФ. В июле 1989 г. на крейсере "Слава" проводился советско-американский 
эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского 
базирования. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым 
детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим 
разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы 
авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный 
в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных 
изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие 
ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически 
нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало 
обе стороны.  В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" 
принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии 
СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.  В 
1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной 
модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование 
не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности 
экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства 
для окончания ремонта.  22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ 
РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле 
был поднят Андреевский флаг. 19 июля 1999 г., после нескольких переносов 
времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова 
крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил 
вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День 
ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. 
 В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для 
проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав 
сил постоянной готовности. В 2002 г. "Москва" снова вышла в на 
боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей 
ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском 
океане. С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ 
принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории 
Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру. С 8.02 
по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских 
игр в Сочи. ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г. 
выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному 
прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил 
в Хмеймим (Сирия). Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в 
Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.  22.07.2016 г. министр обороны 
России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному 
крейсеру "Москва" в соответствии с Указом Президента России "За 
заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, 
мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых 
задач". Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера. Корабль находился 
в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ. В феврале-апреле 
2022 г. крейсер участвовал в специальной военной операции, проводимой Росийской 
Федерацией на территории Украины. Вечером 13.04.2022 г. гвардейский ракетный 
крейсер Черноморского флота "Москва", находящийся в море южнее Одессы, 
получил серьезные повреждения в результате детонации боезапаса, произошедшей из-за 
пожара, экипаж корабля был эвакуирован на находящиеся в районе корабли флота. 
 14.04.2022 г. при буксировке крейсера в порт назначения из-за повреждений 
корпуса, полученных в ходе пожара, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового 
волнения корабль затонул в Черном море. По данным Министерства обороны РФ, потери 
экипажа крейсера - 1 погибший и  27 пропавших без вести. Этим кораблем 
командовали: - контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 - июнь 1984);  
- капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 - февраль 1988);  - 
капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 - июнь 1989);  - 
капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 - июнь 1993);  - капитан 
1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 - апрель 1996);  - контр-адмирал 
Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 - февраль 1998);  - капитан 1 ранга 
Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 - декабрь 1999);  - капитан 1 ранга 
Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999 - 2002);  - капитан 1 ранга Щербицкий 
Александр Вадимович (2002 - 2006);  - капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович 
(июль 2006 - июнь 2009);  - капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 
- январь 2015);  - капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 - 
декабрь 2016);  - капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 
- июнь 2017);  - капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 - май 2020); - 
капитан 1 ранга Куприн Антон (май 2020 г. - апрель 2022).  |