ТТД: Водоизмещение: 11280 т. Размеры:
длина - 186 м, ширина - 20,8 м, осадка - 6,28 (габаритная – 8,4) м. Скорость
полного хода: 32,5 узла. Дальность плавания: 8070 миль при 18 узлах, 2500
миль при 30 узлах, 2200 миль при 32,5 узлах. Силовая установка: газотурбинная,
2х71000 л.с., 2 вала. Вооружение: 8х2 пусковых установок комплекса "Вулкан"
(16 ракет П-1000), 8 пусковых установок Б-204 зенитно-ракетного комплекса "Форт"
(боекомплект 64 зенитных ракеты 5В55РМ), 2x2 пусковых установки ЗИФ-122 зенитно-ракетного
комплекса "Оса-М" (боекомплект 48 зенитных ракет 9М33), 1x2 130-мм артустановка
AK-130 (боекомплект 600 выстр.), 6 6-ствольных 30-мм артустановок АК-630 (боекомплект
48000 выстр.), 2x5 533-мм торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед СЭТ-65), 2x12
реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 144 реактивных глубинных
бомб РГБ-60), 1 противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (или поисково-спасательный Ка-27ПС).
Экипаж: 485 чел. История корабля: Ракетный крейсер пр.1164
В середине 70-х XX века гг. в СССР был создан ракетный комплекс "Базальт"
с противокорабельными ракетами П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность
стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию
полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.На П-500 была впервые
установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО авиационно-ударной
группировки. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые
ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 противокорабельных ракет,
что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих
на то время ракетных крейсеров. Разработка проекта была поручена Северному
ПКБ. Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными
установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" был заложен
на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976
г. Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979
г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года,
а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ. Название
"Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный
фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил
38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями
германского флота сражался линейный корабль "Слава". Корабль
попал в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного
ЧФ. В июле 1989 г. на крейсере "Слава" проводился советско-американский
эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского
базирования. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым
детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим
разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы
авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный
в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных
изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие
ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически
нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало
обе стороны. В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава"
принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии
СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта. В
1990 г. "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной
модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование
не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности
экипажа. Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства
для окончания ремонта. 22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ
РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле
был поднят Андреевский флаг. 19 июля 1999 г., после нескольких переносов
времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова
крейсер приняли флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил
вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День
ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.
В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для
проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав
сил постоянной готовности. В 2002 г. "Москва" снова вышла в на
боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей
ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском
океане. С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ
принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории
Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру. С 8.02
по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских
игр в Сочи. ГРКР "Москва" с сентября 2015 г. по январь 2016 г.
выполнял задачи боевой службы в восточной части Средиземного моря по противовоздушному
прикрытию с морского направления авиабазы российских Воздушно-космических сил
в Хмеймим (Сирия). Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в
Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. 22.07.2016 г. министр обороны
России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному
крейсеру "Москва" в соответствии с Указом Президента России "За
заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке,
мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых
задач". Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера. Корабль находился
в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ. В феврале-апреле
2022 г. крейсер участвовал в специальной военной операции, проводимой Росийской
Федерацией на территории Украины. Вечером 13.04.2022 г. гвардейский ракетный
крейсер Черноморского флота "Москва", находящийся в море южнее Одессы,
получил серьезные повреждения в результате детонации боезапаса, произошедшей из-за
пожара, экипаж корабля был эвакуирован на находящиеся в районе корабли флота.
14.04.2022 г. при буксировке крейсера в порт назначения из-за повреждений
корпуса, полученных в ходе пожара, корабль потерял остойчивость. В условиях штормового
волнения корабль затонул в Черном море. По данным Министерства обороны РФ, потери
экипажа крейсера - 1 погибший и 27 пропавших без вести. Этим кораблем
командовали: - контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 - июнь 1984);
- капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 - февраль 1988); -
капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 - июнь 1989); -
капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 - июнь 1993); - капитан
1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 - апрель 1996); - контр-адмирал
Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 - февраль 1998); - капитан 1 ранга
Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 - декабрь 1999); - капитан 1 ранга
Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999 - 2002); - капитан 1 ранга Щербицкий
Александр Вадимович (2002 - 2006); - капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович
(июль 2006 - июнь 2009); - капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009
- январь 2015); - капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 -
декабрь 2016); - капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016
- июнь 2017); - капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 - май 2020); -
капитан 1 ранга Куприн Антон (май 2020 г. - апрель 2022). |