ТТД: Водоизмещение: 17 890 т. Размеры: длина - 210
м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м. Скорость полного хода: 32 узла. Дальность
плавания: 9000 миль при 16 узлах. Силовая установка: паротурбинная, 124100
л.с. Бронирование: борт - 100 мм , башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба
- 50 мм. Вооружение: 3х3 152-мм (3 трехорудийные башни МК-5бис), 6х2 100-мм,
16х2 37-мм, 4х2 30-мм (АК-230) орудий, 1х2 зенитных ракетных комплекса "Оса-М"
. Экипаж: 1083 чел. История корабля: Крейсер управления
пр.68У1 Корабль был построен на Балтийском заводе (ранее Завод им. Орджоникидзе
г. Ленинград). Заложен 11.02.1950 г., спущен на воду 27.12.1950 г. вступил в строй
31.12.1952 г. Подняв Военно-Морской флаг 25.01.1953 г., вошел в состав ВМФ. С
24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В ходе первой боевой службы 12-18.09.1957 г.
нанес визит в Сплит (Югославия), а 21.09.-01.10.1957 г. в Латанию (Сирия). 27.03.1960
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой,
однако 21.12.1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. Совершив переход
в Севастополь 13.02.1970 г. вошел в состав КЧФ. "Жданов" был
поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Когда начались
демонтажные работы, представители артиллерийского отдела штаба Черноморского флота
запретили заводу снимать с корабля кормовую группу башен главного калибра до оформления
соответствующего распоряжения правительства и выставили у четвертой башни вооруженный
караул. Эти действия отражали позицию командования флотом, которое считало необходимым
при изменении назначения крейсера сохранить эту башню в составе его вооружения.
В феврале 1967 года распоряжением Совета Министров СССР было разрешено
при переоборудовании крейсера "Жданов" под корабль управления снять
с него кормовую группу башен артиллерии главного калибра. Однако после повторного
обращении командования Черноморского флота к С.Г. Горшкову он предложил выполнить
при переоборудовании на крейсере дополнительные работы по расконсервацин носовой
группы башен артиллерии главного калибра, сохранив при атом четвертую башню на
крейсере, а также разместить на нем дополнительно 30-мм артустановки ЛК-230 с
радиолокационным управлением. Невское ПKБ выполнило по заданию ВМФ проработку
по усилению зенитного вооружения самообороны на кораблях управления проекта 68У
с размещением на них, дополнительно к ЗРК "Оса-М", 30-мм спаренных автоматических
установок АК-230 разработки ОКБ-16 с дистанционным управлением от РЛС МР-104 разработки
конструкторского бюро завода "Топаз" МСП (славный конструктор А.П.Малиевский).
Артиллерийский комплекс АК-230-МР-104 был принят на вооружение ВМФ еще в 1962
году. АК-230 отличалась, от 37-мм установки В-11 (принятой на вооружение в 1944
году и установленной на крейсерах проекта 68бис) более высокой скорострельностью
(2100 выстр./мин, против 280), обеспечиваемой новой конструктивной схемой оружия
и питания его боеприпасам (металлическая лента на 1000 выстрелов), а также применением
прогрессивного комбинированного способа охлаждения стволов при стрельбе: наружной
поверхности - непрерывной подачей забортной воды, внутренней впрыском охлаждающей
жидкости после каждого выстрела, что позволило значительно сократить перерывы
в стрельбе. Результаты проработки подтвердили возможность размещения на крейсере
"Жданов" четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104 (с увеличением
общего количества 37-мм и 30-мм стволов на 25 %). Для решения основных задач
корабля управления, на крейсере "Жданов" при его переоборудовании предусматривался
комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира
оперативной эскадры). Состав комплекса включал: групповой штабной оперативный
пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также
взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты
разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки
материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций
и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному
обеспечению сил флота (эскадры). Групповой штабной оперативный пост включал
в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными
силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения,
средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными
частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО,
противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового
поражения и другие. Для размещения группового оперативного поста со штабными
постами разведки и связи (общей площадью более 350 кв.м.) использовались бывшие
командные помещения в носовой части верхней палубы, под полубаком (между шпилевым
отделением и кают-компанией офицерского состава). Ликвидацию этих кубриков пришлось
компенсировать, в отступление от многолетней традиции размещения матросов и старшин
на нашем флоте, созданием новых командных помещений на полубаке и I площадке за
счет увеличения объема и высоты надстроек, с переносом катеров с I на II площадку.
Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с
переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив
носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного
планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты
комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и
внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами
и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты
воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора. После
завершения ремонта и переоборудования по проекту 68У1, крейсер "Жданов" прошел
в мае-сентябре 1971 года швартовные и заводские ходовые испытания, в октябре-ноябре
того же года - государственные испытания; приемный акт подписали 29 ноября 1971
года. В конце того же года он был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ).
По вооружению средствами связи КРУ "Жданов" являлся новым типом корабля,
первым в составе отечественного ВМФ. Установленная на нем аппаратура позволяла
сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне
частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание,
фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих
передач и спутниковую космическую связь.Аппаратура поста дальней связи обеспечивала
при стоянке в базе флота многоканальную связь по береговым линиям. Надежная дальность
связи корабля с берегом достигала 8 тыс.км, а при использовании ретранслятора
- 12 тыс.км, на линиях космической связи была возможна с любым районом Мирового
океана. Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования
линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания
и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надежную радиосвязь со многими
узлами связи (Генерального штаба Вооружёных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов
флотов, авиации, военно-морских сил и соединений Черноморского флота, кораблями
5-й оперативной искадры и других флотов.Для выполнения задач корабля управления
на нем установили 17 мощных KB- и СВ-радиопередатчиков (в том числе один - станции
"Вяз" - мощностью 5 кВт). 57 КВ-, ВВ-, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций
УKB, три радиорелейные УКВ- и ДЦВ-станции, аппаратуру космической и дальней связи.
Их работу обеспечивали 65 антенн, размещенных с учетом одновременности работы
различных средств радиосвязи. Для этого приемные и передающие антенны устанавливались
на максимально возможных расстояниях. В связи с трудностями размещения на
корабле такого количества антенн на нем установили третью (ферменную) мачту на
расстоннии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии,
с антеннами КВ-станции "Вяз" и космической сияли "Цунами". Для повышения надежности
связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители,
обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну. Аппаратура радиосвязи
размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств
связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта
передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с
левого борта оборудовали передающий paдиоцентр. На полубаке, в средней
части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной,
дальней и радиорелейной сияли. Для руководства, организации и контроля связи был
оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления
установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим
расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава,
оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых
помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость
и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям
ВМФ. При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время
одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях,
обеспечивающую подачу охлажденного и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации
боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлажденным воздухом всех постов
управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий
несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха
в районах эксплуатации корабля. Пополнение запасом пресной воды в течение всего
срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось
работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.
С 10-24.08.1972 г. крейсер совершил переход на СФ г. Североморск, где принял участие
в командно-штабных учениях под командованием Адмирала Флота СССР Горшкова С.Г.
В ноябре 1972 г., придя с СФ в Средиземное море, “Жданов” первый раз принял штаб
5 оперативной эскадры под командованием контр-адмирала Волобуева. Совершив
межпоходовый ремонт, перед крейсером ставится новая задача. С 05.03-14.04.1973
г. в тяжелых штормовых условиях Северной Атлантики корабль участвовал в специальных
мероприятиях по отработке средств связи. Месяц в Севастополе и вновь боевая служба
в Средиземном море, прием штаба 5 ОПЭСК с плавбазы Колышкин в течение 16.05-09.08.1973
г. В июле крейсер совершает деловой заход в прифронтовой Порт-Саид, где в октябре
опять началась война. 27.06-01.12.1974г. очередная боевая служба в Средиземном
море с деловым кратковременным заходом в порт Александрия в августе месяце. Возвратившись
после 5 боевой месячной службы, крейсер становится в Севморзавод для установки
антенн нового комплекса спутниковой связи. В. 30.03.1975 г. корабль вновь
уходит в Средиземное море. В ходе боевой службы совершает официальные визиты:
11.05.-17.05.1975 - Сплит (Югославия); 03.07.-07.07.1975 - Тулон (Франция);
1976 г. - Мессина (Италия); 1983 г. - Пирей (Греция); 1984 г. -
Триполи (Ливия). В период с 07.02.1977 г. по 03.08.1977 г. и с 12.09.1986
г. по 13.06.1988 г. прошел на Севморзаводе капитальный ремонт, после чего был
выведен в резерв и поставлен в Севастополе в отстой. 19.04.1990 г. КРУ
"Жданов" был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и реализации. 11.02.1991г. расформирован и в феврале 1992
г. продан частной фирме Индии. |