| ТТД:Водоизмещение: 17 890 т.
 Размеры: длина - 210 
м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м.
 Скорость полного хода: 32 узла.
 Дальность 
плавания: 9000 миль при 16 узлах.
 Силовая установка: паротурбинная, 124100 
л.с.
 Бронирование: борт - 100 мм , башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 
- 50 мм.
 Вооружение: 3х3 152-мм (3 трехорудийные башни МК-5бис), 6х2 100-мм, 
16х2 37-мм, 4х2 30-мм (АК-230) орудий, 1х2 зенитных ракетных комплекса "Оса-М" 
.
 Экипаж: 1083 чел.
 История корабля:Крейсер управления 
пр.68У1
  Корабль был построен на Балтийском заводе (ранее Завод им. Орджоникидзе 
г. Ленинград). Заложен 11.02.1950 г., спущен на воду 27.12.1950 г. вступил в строй 
31.12.1952 г. Подняв Военно-Морской флаг 25.01.1953 г., вошел в состав ВМФ.  С 
24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В ходе первой боевой службы 12-18.09.1957 г. 
нанес визит в Сплит (Югославия), а 21.09.-01.10.1957 г. в Латанию (Сирия). 27.03.1960 
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, 
однако 21.12.1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. Совершив переход 
в Севастополь 13.02.1970 г. вошел в состав КЧФ.  "Жданов" был 
поставлен к причалу Севморзавода для ремонта и переоборудования. Когда начались 
демонтажные работы, представители артиллерийского отдела штаба Черноморского флота 
запретили заводу снимать с корабля кормовую группу башен главного калибра до оформления 
соответствующего распоряжения правительства и выставили у четвертой башни вооруженный 
караул. Эти действия отражали позицию командования флотом, которое считало необходимым 
при изменении назначения крейсера сохранить эту башню в составе его вооружения. 
 В феврале 1967 года распоряжением Совета Министров СССР было разрешено 
при переоборудовании крейсера "Жданов" под корабль управления снять 
с него кормовую группу башен артиллерии главного калибра. Однако после повторного 
обращении командования Черноморского флота к С.Г. Горшкову он предложил выполнить 
при переоборудовании на крейсере дополнительные работы по расконсервацин носовой 
группы башен артиллерии главного калибра, сохранив при атом четвертую башню на 
крейсере, а также разместить на нем дополнительно 30-мм артустановки ЛК-230 с 
радиолокационным управлением.  Невское ПKБ выполнило по заданию ВМФ проработку 
по усилению зенитного вооружения самообороны на кораблях управления проекта 68У 
с размещением на них, дополнительно к ЗРК "Оса-М", 30-мм спаренных автоматических 
установок АК-230 разработки ОКБ-16 с дистанционным управлением от РЛС МР-104 разработки 
конструкторского бюро завода "Топаз" МСП (славный конструктор А.П.Малиевский).  
Артиллерийский комплекс АК-230-МР-104 был принят на вооружение ВМФ еще в 1962 
году. АК-230 отличалась, от 37-мм установки В-11 (принятой на вооружение в 1944 
году и установленной на крейсерах проекта 68бис) более высокой скорострельностью 
(2100 выстр./мин, против 280), обеспечиваемой новой конструктивной схемой оружия 
и питания его боеприпасам (металлическая лента на 1000 выстрелов), а также применением 
прогрессивного комбинированного способа охлаждения стволов при стрельбе: наружной 
поверхности - непрерывной подачей забортной воды, внутренней впрыском охлаждающей 
жидкости после каждого выстрела, что позволило значительно сократить перерывы 
в стрельбе. Результаты проработки подтвердили возможность размещения на крейсере 
"Жданов" четырех установок AK-230 с двумя РЛС управления огнем МР-104 (с увеличением 
общего количества 37-мм и 30-мм стволов на 25 %). Для решения основных задач 
корабля управления, на крейсере "Жданов" при его переоборудовании предусматривался 
комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира 
оперативной эскадры). Состав комплекса включал: групповой штабной оперативный 
пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также 
взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты 
разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки 
материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций 
и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному 
обеспечению сил флота (эскадры).  Групповой штабной оперативный пост включал 
в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными 
силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, 
средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными 
частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, 
противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового 
поражения и другие.  Для размещения группового оперативного поста со штабными 
постами разведки и связи (общей площадью более 350 кв.м.) использовались бывшие 
командные помещения в носовой части верхней палубы, под полубаком (между шпилевым 
отделением и кают-компанией офицерского состава). Ликвидацию этих кубриков пришлось 
компенсировать, в отступление от многолетней традиции размещения матросов и старшин 
на нашем флоте, созданием новых командных помещений на полубаке и I площадке за 
счет увеличения объема и высоты надстроек, с переносом катеров с I на II площадку. 
Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с 
переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив 
носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного 
планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков.  Посты 
комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и 
внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами 
и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты 
воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора. После 
завершения ремонта и переоборудования по проекту 68У1, крейсер "Жданов" прошел 
в мае-сентябре 1971 года швартовные и заводские ходовые испытания, в октябре-ноябре 
того же года - государственные испытания; приемный акт подписали 29 ноября 1971 
года. В конце того же года он был переклассифицирован в крейсер управления (КРУ). 
 По вооружению средствами связи КРУ "Жданов" являлся новым типом корабля, 
первым в составе отечественного ВМФ. Установленная на нем аппаратура позволяла 
сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне 
частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, 
фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих 
передач и спутниковую космическую связь.Аппаратура поста дальней связи обеспечивала 
при стоянке в базе флота многоканальную связь по береговым линиям. Надежная дальность 
связи корабля с берегом достигала 8 тыс.км, а при использовании ретранслятора 
- 12 тыс.км, на линиях космической связи была возможна с любым районом Мирового 
океана.  Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования 
линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания 
и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надежную радиосвязь со многими 
узлами связи (Генерального штаба Вооружёных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов 
флотов, авиации, военно-морских сил и соединений Черноморского флота, кораблями 
5-й оперативной искадры и других флотов.Для выполнения задач корабля управления 
на нем установили 17 мощных KB- и СВ-радиопередатчиков (в том числе один - станции 
"Вяз" - мощностью 5 кВт). 57 КВ-, ВВ-, СВ- и ДВ-приемников, девять радиостанций 
УKB, три радиорелейные УКВ- и ДЦВ-станции, аппаратуру космической и дальней связи. 
Их работу обеспечивали 65 антенн, размещенных с учетом одновременности работы 
различных средств радиосвязи. Для этого приемные и передающие антенны устанавливались 
на максимально возможных расстояниях. В связи с трудностями размещения на 
корабле такого количества антенн на нем установили третью (ферменную) мачту на 
расстоннии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, 
с антеннами КВ-станции "Вяз" и космической сияли "Цунами". Для повышения надежности 
связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, 
обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну. Аппаратура радиосвязи 
размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств 
связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта 
передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с 
левого борта оборудовали передающий paдиоцентр.  На полубаке, в средней 
части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, 
дальней и радиорелейной сияли. Для руководства, организации и контроля связи был 
оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления 
установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим 
расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, 
оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых 
помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость 
и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям 
ВМФ.  При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время 
одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, 
обеспечивающую подачу охлажденного и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации 
боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлажденным воздухом всех постов 
управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий 
несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха 
в районах эксплуатации корабля. Пополнение запасом пресной воды в течение всего 
срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось 
работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.   
С 10-24.08.1972 г. крейсер совершил переход на СФ г. Североморск, где принял участие 
в командно-штабных учениях под командованием Адмирала Флота СССР Горшкова С.Г. 
В ноябре 1972 г., придя с СФ в Средиземное море, “Жданов” первый раз принял штаб 
5 оперативной эскадры под командованием контр-адмирала Волобуева.  Совершив 
межпоходовый ремонт, перед крейсером ставится новая задача. С 05.03-14.04.1973 
г. в тяжелых штормовых условиях Северной Атлантики корабль участвовал в специальных 
мероприятиях по отработке средств связи. Месяц в Севастополе и вновь боевая служба 
в Средиземном море, прием штаба 5 ОПЭСК с плавбазы Колышкин в течение 16.05-09.08.1973 
г. В июле крейсер совершает деловой заход в прифронтовой Порт-Саид, где в октябре 
опять началась война.  27.06-01.12.1974г. очередная боевая служба в Средиземном 
море с деловым кратковременным заходом в порт Александрия в августе месяце. Возвратившись 
после 5 боевой месячной службы, крейсер становится в Севморзавод для установки 
антенн нового комплекса спутниковой связи. В. 30.03.1975 г. корабль вновь 
уходит в Средиземное море. В ходе боевой службы совершает официальные визиты: 
11.05.-17.05.1975 - Сплит (Югославия);
 03.07.-07.07.1975 - Тулон (Франция);
 1976 г. - Мессина (Италия);
 1983 г. - Пирей (Греция);
 1984 г. - 
Триполи (Ливия).
 В период с 07.02.1977 г. по 03.08.1977 г. и с 12.09.1986 
г. по 13.06.1988 г. прошел на Севморзаводе капитальный ремонт, после чего был 
выведен в резерв и поставлен в Севастополе в отстой.  19.04.1990 г. КРУ 
"Жданов" был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей 
в ОФИ для демонтажа и реализации. 11.02.1991г. расформирован и в феврале 1992 
г. продан частной фирме Индии. |