ТТД: Водоизмещение: 4080 т. Размеры: длина
- 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м. Скорость полного хода: 18 узлов. Дальность
плавания: 6000 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 19200
л.с. Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый
трюм длина - 95 м, ширина - 4,5 м, высота - 4,5 м. Вооружение: 1 76-мм артустановка
АК-176, 2х6 30-мм артустановки АК-630, система залповой стрельбы УМС-73 "Град",
4х8 ПУ ПЗРК. Экипаж: 87 чел. История корабля: Большой десантный
корабль проекта 775/III В ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов
кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено, что большой
десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний десантный
корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Этим требованиям
полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно
не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году по указанию
главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая
задача на проектирование нового СДК проекта 775. Проектирования нового СДК
осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель
О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М.
Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель
заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе проектирования корабли были переклассифицированы
в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. Головной
корабль "СДК-47" (строительный №1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznіa
Polnocna" ("Северная верфь", где начальником был инженер Б. Стандура)
в Польше в 1974 г. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена
в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской
транскрипции произносится слово "лягушка". Вторая серия из 16
СДК (пр. 775.ІІ или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй
серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии
- и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух
57-мм АК-572). Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под
новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как "проект 778"),
но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Строительства
БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один
корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением
можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских
сил, которые базировались в Индийском океане. Десантный корабль пр.775 по
конструкции является многопалубним, плоскодонным десантным кораблем океанской
зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится
к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая
проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием из
оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной
техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как
на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через
открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и
спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки
гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный
корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей
флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК может быть использован
при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с
экипажем в 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек; подразделение
в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых
машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника
ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта. Корабль способен перевезти
груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях
и океанах без ограничений. Десант размещается в танковом трюме (длина -
95 г , ширина носовой части - 6,5 г , ширина кормовой части - 4,5 г , высота по
диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное
побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра
до 5 баллов . Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных
офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного
устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Выcадка десанта с неплавающей
техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное
побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной
массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет
соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты
входа из носа: ширина - 4,8 г , высота - 5,5 г . Габариты входа из корма: ширина
и высота - 5,5 г . Как правило, корабли пр.775 действуют в составе
корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут
выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия. Большой десантный
корабль БДК-54 проекта 775/III был заложен 22.11.1988 г. в Гданьске (Польша) на
"Северной верфи". Спущен на воду 19.05.1989 г., вступил в строй 12.10.1990
г. Вошел в состав Черноморского флота. 23.11.1998 г. корабль был переименован
в "Азов", получив это имя от одноименного большого противолодочного
корабля ЧФ. В 2001 году участвовал в операции по перевозке российской военной
техники с территории Грузии. В настоящее время большой десантный корабль
"Азов" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ и активно
используется в учениях и боевой подготовке флота. На 27.11.2021 г. планируется
торжественное поднятие на БДК "Азов" кормового Георгиевского флага,
согласно пункта 12 Указа Президента от РФ № 428 "О Военно-морском флаге Российской
Федерации": "В память о выдающихся подвигах российского флота кораблю,
которому присвоено название "Азов" ("Память Азова") или "Меркурий"
("Память Меркурия"), вручается Георгиевский военно-морской флаг".
В состав российского военного флота со времён Петра I входило десять кораблей
под названием "Азов" или "Память Азова". Самый прославленный
из них - линейный корабль "Азов" постройки 1826 года, командиром которого
являлся капитан первого ранга Михаил Петрович Лазарев - будущий командующий Черноморским
флотом и военный губернатор Севастополя. Линейный корабль "Азов" под
командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева в 1827 году в Наваринском сражении
вступил в бой с пятью кораблями турецко-египетской эскадры и уничтожил их. За
выдающийся подвиг линейный корабль "Азов" впервые был удостоен высшего
коллективного отличия русского флота - Георгиевского флага. Этим кораблем
в разное время командовали: - капитан 2 ранга Виктор Федотов; - капитан
2 ранга В. Рынкевич; - капитан 2 ранга Д. Худоба; - капитан 2 ранга О.
Мальцев; - капитан 2 ранга Сергей Луценко; - капитан 2 ранга Александр
Алексеенко. |