ТТД: Водоизмещение: 54 т. Размеры: длина
- 21,5 м, ширина - 11,5 м. Скорость полного хода: 60 уз. Дальность плавания:
300 миль. Силовая установка: ГТУ М-35, 1 x 10000 л.с. Вместимость: 60
человек десанта, или 6 тонн груза. Вооружение: 1x2 12,7 мм пулемет "Утес",
1 30-мм гранатомет БП-30. Экипаж: 8 чел. История корабля:
Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке проекта 1209 Как в
СССР, так и во многих морских державах, корабли с динамическими принципапи поддержания
стали широко использоваться как десантно-высадочные средства. Большая скорость
и приличная грузоподъемность позволили резко увеличить темпы выгрузки тяжелой
техники с десантных транспортов и десантных кораблей на необорудованный пологий
берег. Здесь ДКА КВПА не могли быть заменены никакими вертолетами. В отечественном
ВМФ эти десантные катера на воздушной подушке использовались еще и как десантно-штурмовые
катера для действий в лиманах, устьев рек и на озерах. В то время вертолёты только
начали поступать на флот и отношение к ним было среди моряков скептическое
- больше доверяли этим катерам. Первым десантно-штурмовым катером (ДШКА)
стал пр.1205, шифр "Скат", разработан- ный в 1969 году в ПКБ "Алмаз".
Головной ДШКА пр.1205 был построен на ПО "Алмаз", г.Ленинграде в
1969 году. Всего до 1976 года было построено 29 катеров. Дальнейшим его развитием
стал ДШКА пр.1209, шифр "Омар". Тактико-техническое задание на
его проектирование было выдано в ПКБ "Алмаз" в 1972 году. Его главным
конструктором стал Ю.М.Мохов, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга
Ю.Н.Богомолов. Десантовместимось по сравнению с предыдущим проектом была
увеличена до 60 морских пехотинцев, вооружение усилено за счет установки одного
спаренного 12.7-мм пулемета "Утёс-М", а количество 30-мм гранатометов
с четырех сокращено до одного. Полное водоизмещение достигло 53 т, а стандартное
42 т. Главная энергетическая установка состояла из одной газовой турбины мощностью
6000 л.с., обеспечивающей скорость полного хода 60 узлов. Дальность хода была
увеличена до 300 миль. Однако в это время концепция десантно-штурмовых катеров
была уже и в ВМФ СССР признана бесперспективной, и серийная постройка была ограничена
всего двумя ДШКА, построенными в 1979-80 годах на ФПО "Море", г.Феодосия.
Задачи ДШКА повсеместно были возложены на транспортно-боевые вертолёты. Десантно-штурмовой
катер на ВП "Д-346" был построен в Феодосии на ФПО "Море"
(заводской №602). Корабль вступил в строй в 1980 году. Входил в состав 39-й
дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием на Крымскую ВМБ (Донузлав). После
распада СССР "Д-346" был переведен в Севастополь, в 1992 г. списан,
разоружен и в том же году сдан на слом. Разобран на металл в бухте Стрелецкой,
Севастополь. |