ТТД: Водоизмещение: 4080 т. Размеры:
длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м. Скорость полного хода: 18
узлов Дальность плавания: 6100 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2
дизеля, 2 винта, 19200 л.с. Вместимость: до 500 тонн техники и грузов, 225
десантников. Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, ПЗРК. Экипаж:
87 чел. История корабля: Большой десантный кораль пр.775 В
ВМФ СССР основным мотивом появления новых видов кораблей был опыт боевых служб,
согласно которому было установлено, что большой десантный корабль (БДК) должен
был перевозить один батальон, средний десантный корабль (СДК) - роту, а малый
десантный корабль (МДК) - взвод. Этим требованиям полностью отвечал только имевшийся
уже на вооружении БДК пр.1171, но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и
773. По этой причине в 1968 году по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г.
Горшкова было выдано тактико-техническая задача на проектирование нового СДК проекта
775. Проектирования нового СДК осуществлялось в Польше, главным конструктором
был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ
СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М. Моложожников, потом гражданский специалист
М.И. Рыбников, старший представитель заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе
проектирования корабли были переклассифицированы в БДК второго ранга через значительное
возрастание водоизмещения. Головной корабль "СДК-47" (строительный
№1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznіa Polnocna" ("Северная
верфь", где начальником был инженер Б. Стандура) в Польше в 1974 г. Первая
серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена в 1978 г. На западе
эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской транскрипции
произносится слово "лягушка". Вторая серия из 16 СДК (пр. 775.ІІ
или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй серии отличались
другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии - и другими артустановками
(одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух 57-мм АК-572). Предполагалось
и построение третьей серии пр. 775 специально под новые танки Т-80 (в некоторых
источниках именуется как "проект 778"), но развал Советского Союза прервал
строительство этих кораблей. Головной БДК этой серии "Контр-адмирал Грен"
был прекращен строительством и сдан на металлолом в 1992 - 1993 годах. Строительства
БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один
корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением
можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских
сил, которые базировались в Индийском океане. Десантный корабль пр.775 по
конструкции является многопалубним, плоскодонным десантным кораблем океанской
зоны с полубаком и развитой кормовой надстройкой. По конструкции он относится
к судам, выполненных по системе "Ro-Ro" - с танковой палубой, которая
проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением является прием из
оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной и любой военно-транспортной
техники и пехотных подразделов техники, транспортирования их морем и высадки как
на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким склоном дна через
открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования морем и
спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки
гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный
корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей
флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК может быть использован
при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с
экипажем в 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек; подразделение
в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых
машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника
ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта. Корабль способен перевезти
груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях
и океанах без ограничений. Десант размещается в танковом трюме (длина -
95 г , ширина носовой части - 6,5 г , ширина кормовой части - 4,5 г , высота по
диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное
побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра
до 5 баллов . Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных
офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного
устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Виыадка десанта с неплавающей
техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное
побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной
массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет
соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты
входа из носа: ширина - 4,8 г , высота - 5,5 г . Габариты входа из корма: ширина
и высота - 5,5 г . Как правило, корабли пр.775 действуют в составе
корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут
выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия. Большой десантный
корабль "БДК-56" (зав.№775/21) был построен в Гданьске (Польша) в 1985
году. Входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил, базировавшуюся на Крымскую
ВМБ (Донузлав). В 1991 г. корабль получил новое название - "БДК-56
"Константин Ольшанский", в честь старшего лейтенанта Константина Фёдоровича
Ольшанского, Героя Советского Союза. При первом разделе части Черноморского
флота перешел в состав Военно-Морских Сил Украины, где продолжил свою службу под
прежним названием. В марте 2014 г. во время событий "Крымской весны"
находясь на оз.Донузлав спустил украинский и поднял российский флаг. В апреле
того же года был отбуксирован в Севастополь, где он остаётся на хранении по нынешнее
время. |