ТТД: Водоизмещение: 4650 т. Размеры: длина
- 113,1 м, ширина - 15,6 м, осадка - 4,5 м. Скорость полного хода: 16,5
узлов Дальность плавания: 10000 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2
дизеля, 2 винта, 9000 л.с. Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов. Вооружение:
1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б. Экипаж: 55 чел.
История корабля: Большой
десантный корабль пр.1171 Качественный и количественный рост ВМФ СССР в
середине XX века позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих
задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи
союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не
в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в
1959 году появилось задание на разработку океанского танкодесантного корабля (проект
1171) с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных
западных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота
заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен
был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота
корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили бъединить оба проекта
в один под общим обозначением "проект 1171". При этом сохранялось двойное
- военное и гражданское - использование судна, характеристики же его несколько
снизились. Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность,
использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место
для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование)
заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта,
по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному.
Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для
судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы большей мощности. Это
вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного
задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного"
судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной.
В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался проект
1171) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода.
Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился
исключительно для ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло
14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет "Тапиры"
("Alligator" по классификации NATO) составляли основу стратегических
десантных сил Советского Союза. На Черноморском флоте всего было 5 кораблей этого
класса. Они хорошо зарекомендовали себя на боевых службах и за долгие годы эксплуатации
совершили много дальних походов. Большой десантный корабль "Крымский
комсомолец" был заложен в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь"
04.07.1964 г. (заводской №292), спущен на воду 15.02.1965 г., вступил в состав
флота в 30.12.1966 г. До 09.11.1970 г. имел название "БДК-6". "Крымский
комсомолец" входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил с базированием
на Крымскую ВМБ (Донузлав). При несении боевых служб в зоне военных конфликтов
на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной
помощи. В частности, "Крымский комсомолец" базировался в портах Египта
(в июне 1967 г.), Сирии (январе-декабре 1968 г.), Анголы (в январе-мае 1971 г.)
и Эфиопии (в октябре 1973 г., ноябре 1975 г. - апреле 1976 г., в апреле-сентябре
1978 г.).
В 1992 году корабль был исключен из списков флота.
После списания в 1995 г. был отбуксирован в Алиагу
(Турция), где был разделан на металл.
|