ТТД: Водоизмещение: 550 т. Размеры (корпуса/подушки):
длина - 56,2/57,3 м, ширина - 22,3/25,6 м, осадка - 1,5 м. Скорость полного
хода: 60 узлов. Дальность плавания: 1000 миль на 55 уз. Силовая установка:
- 3 газовых турбины М71 (3 маршевых винта) 3х12 000 л.с., 2 газовых турбины М71
(4 нагнетателя) 2х12 000 л.с., 4 электрогенератора ГТГ-110К 4х100 кВт. Вместимость:
3 основных боевых танка и 140 морских пехотинцев, или 8 боевых машин пехоты БМП-2
или бронетранспортеров БТР-80, или 366 морских пехотинцев со штатным вооружением,
или 80 морских мин заграждения, или 130 тонн грузов Вооружение: 2х6 30-мм
артустановки АК-630М, 2х22 140-мм система РЗСО А-22 "Огонь", 4 ПЗРК
"Игла". Экипаж: 27 чел. История корабля: Малый
десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 Проект 12322 "Зубр"
на настоящий момент является наиболее крупным в мире десантным кораблем на воздушной
подушке. "Зубр" предназначен для транспортировки боевой техники
вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег с обеспечением
огневого прикрытия. Также этот корабль может осуществлять как транспортировку
мин, так и постановку минных заграждений. Десантные корабли данного проекта
стали дельнейшим развитием предыдущего поколения десантных кораблей на воздушной
подушке - пр.12321 "Джейран". Тактико-техническое задание на проектирование
нового МДК было выдано в ПКБ "Алмаз" в 1978 году. Основными отличиями
от своего прототипа - "Джейранов" - у нового корабля была увеличенная
основная десантная нагрузка (не 2, а 3 основных танка), 30-мм артустановки АК-230
были заменены на более современные АК-630М с РЛС "Вымпел", замене подверглись
так же и радиотехнические средства. В разработке проекта 12322 принимали
участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение
от ВМФ воглавлял капитан 2 ранга В.А. Литвиненко, позднее его сменил капитан 2
ранга Ю.Н. Богомолов. Основной силовой несущей частью корпуса корабля проекта
12322 "Зубр", обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон
прямоугольной формы размерами 57,3х21,9 м. Находящаяся на понтоне надстройка двумя
продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части
размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых
отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного
состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты
от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах,
в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции,
кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из
вибродемпфирующего материала. На "Зубре" созданы нормальные условия
отдыха и питания экипажа. Применявшаяся на этих кораблях система залпового
огня А-22 "Огонь"на основе пусковых установок МС-227 (ЗИФ-121) с неуправляемыми
реактивными снарядами типа ОФ-45 обладала следующими характеристиками: 2 пусковых
установки по 22 ствола в пакете, максимальная дальность стрельбы - 4500 м, минимальная
- 800 м, боевая часть НУРС - осколочно-фугасная, масса ВВ НУРС - 5,65 кг. Первоначальными
планами предусматривалась сдача головного "Зубра" флоту в 1985 году.
Однако головной корабль (МДК-95), фактически являвшийся опытным, был построен
лишь в 1986 году. Лишь в 1988 году после продолжительных испытаний он вошел в
боевой состав ВМФ. В результате испытаний в конструкцию последующих серийных кораблей
были внесены коррективы, претерпел изменения состав радиоэлектронного вооружения.
Всего по данному проекту были построены 15 кораблей, находившихся у трех
стран: СССР (Россия), Украина (к настоящему моменту все украинские МДК выведены
из боевого состава) и Греция (по экспортному контракту в 2000 г.). "МДК-123"
был построен в Феодосии на ФПО "Море" (зав. №302). Корабль вступил в
строй в 1990 году. Малый десантный корабль на воздушной подушке "МДК-123"
находился в составе 39-й дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием
на Крымскую ВМБ (Донузлав, бухта Известковая). В 1994 году "МДК-123"
совместно с СКР "Пытливый" и ракетным катером "Р-15" брал
участие в эвакуации граждан России, оказавшихся в зоне грузино-абхазского конфликта.
10.01.1996 г. в ходе раздела Черноморского флота "МДК-123" был
передан Украине, где получил наименование "Артемовск" (бортовой - U424).
29.11.2000 г. распоряжением Кабинета министров Украины исключен из списков ВМСУ
и впоследствии разделан на металл. |