ТТД: Водоизмещение: 550 т. Размеры (корпуса/подушки):
длина - 56,2/57,3 м, ширина - 22,3/25,6 м, осадка - 1,5 м. Скорость полного
хода: 60 узлов. Дальность плавания: 1000 миль на 55 уз. Силовая установка:
- 3 газовых турбины М71 (3 маршевых винта) 3х12 000 л.с., 2 газовых турбины М71
(4 нагнетателя) 2х12 000 л.с., 4 электрогенератора ГТГ-110К 4х100 кВт. Вместимость:
3 основных боевых танка и 140 морских пехотинцев, или 8 боевых машин пехоты БМП-2
или бронетранспортеров БТР-80, или 366 морских пехотинцев со штатным вооружением,
или 80 морских мин заграждения, или 130 тонн грузов Вооружение: 2х6 30-мм
артустановки АК-630М, 2х22 140-мм система РЗСО А-22 "Огонь", 4 ПЗРК
"Игла". Экипаж: 27 чел. История корабля: Малый
десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 Проект 12322 "Зубр"
на настоящий момент является наиболее крупным десантным кораблем на воздушной
подушке в мире. "Зубр" предназначен для транспортировки боевой
техники вместе с десантными подразделениями и высадки на необорудованный берег
с обеспечением огневого прикрытия. Также этот корабль может осуществлять как транспортировку
мин, так и постановку минных заграждений. Десантные корабли данного проекта
стали дельнейшим развитием предыдущего поколения десантных кораблей на воздушной
подушке - пр.12321 "Джейран". Тактико-техническое задание на проектирование
нового МДК было выдано в ПКБ "Алмаз" в 1978 году. Основными отличиями
от своего прототипа - "Джейранов" - у нового корабля была увеличенная
основная десантная нагрузка (не 2, а 3 основных танка), 30-мм артустановки АК-230
были заменены на более современные АК-630М с РЛС "Вымпел", замене подверглись
так же и радиотехнические средства. В разработке проекта 12322 принимали
участие главные конструкторы Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов и Ю.П. Семенов, наблюдение
от ВМФ воглавлял капитан 2 ранга В.А. Литвиненко, позднее его сменил капитан 2
ранга Ю.Н. Богомолов. Основной силовой несущей частью корпуса корабля проекта
12322 "Зубр", обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон
прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками
разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой
техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные
и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения,
системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения.
Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых
помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления,
теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала. На
"Зубре" созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа. Применявшаяся
на этих кораблях система залпового огня А-22 "Огонь"на основе пусковых
установок МС-227 (ЗИФ-121) с неуправляемыми реактивными снарядами типа ОФ-45 обладала
следующими характеристиками: 2 пусковых установки по 22 ствола в пакете, максимальная
дальность стрельбы - 4500 м, минимальная - 800 м, боевая часть НУРС - осколочно-фугасная,
масса ВВ НУРС - 5,65 кг. Первоначальными планами предусматривалась сдача
головного "Зубра" флоту в 1985 году. Однако головной корабль (МДК-95),
фактически являвшийся опытным, был построен лишь в 1986 году. Лишь в 1988 году
после продолжительных испытаний он вошел в боевой состав ВМФ. В результате испытаний
в конструкцию последующих серийных кораблей были внесены коррективы, претерпел
изменения состав радиоэлектронного вооружения. Всего по данному проекту
были построены 15 кораблей, находившихся у трех стран: СССР (Россия), Украина
(к настоящему моменту все украинские МДК выведены из боевого состава) и Греция
(по экспортному контракту в 2000 г.). Малый десантный корабль на воздушной
подушке "МДК-57" был построен в Феодосии на ФПО "Море" (зав.
№301). Корабль вступил в строй 30.12.1988 г. "МДК-57" находился
в составе 39-й дивизии морских десантных сил (39-я ДИМДС) с базированием на Крымскую
ВМБ (Донузлав, бухта Известковая). 10.01.1996 г. в ходе раздела Черноморского
флота "МДК-57" был передан Украине, где получил наименование "Краматорск"
(бортовой - U422). 11.06.1999 г. распоряжением Кабинета министров Украины N 557-р
исключен из списков ВМСУ и впоследствии разделан на металл. |