ТТД: Водоизмещение: 4080 т. Размеры: длина
- 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м. Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля, 2
винта, 19200 л.с. Вместимость: до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.
Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, ПУ ПЗРК, с 06.022 г. - 14,5-мм корабельная
пулемётная установка 2М-7. Экипаж: 87 чел. История корабля:
Большой десантный кораль проекта 775/II. В ВМФ СССР основным мотивом появления
новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено,
что большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний
десантный корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Этим
требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171,
но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году
по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая
задача на проектирование нового СДК проекта 775. Проектирования нового СДК
осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель
О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М.
Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель
заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе проектирования корабли были переклассифицированы
в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. Головной
корабль "СДК-47" (строительный №1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznіa
Polnocna" ("Северная верфь", где начальником был инженер Б. Стандура)
в Польше в 1974 г. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена
в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской
транскрипции произносится слово "лягушка". Вторая серия из 16
СДК (пр. 775.ІІ или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй
серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии
- и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух
57-мм АК-572). Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под
новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как "проект 778"),
но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой
серии "Контр-адмирал Грен" был прекращен строительством и сдан на металлолом
в 1992 - 1993 годах. Строительства БДК данного проекта велось по заказу
СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ
держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК,
переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском
океане. Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубним,
плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой
надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro"
- с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением
является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной
и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования
их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким
склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования
морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки
гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный
корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей
флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК может быть использован
при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с
экипажем в 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек; подразделение
в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых
машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника
ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта. Корабль способен перевезти
груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях
и океанах без ограничений. Десант размещается в танковом трюме (длина -
95 г , ширина носовой части - 6,5 г , ширина кормовой части - 4,5 г , высота по
диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное
побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра
до 5 баллов . Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных
офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного
устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Виыадка десанта с неплавающей
техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное
побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной
массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет
соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты
входа из носа: ширина - 4,8 г , высота - 5,5 г . Габариты входа из корма: ширина
и высота - 5,5 г . Как правило, корабли пр.775 действуют в составе
корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут
выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия. Большой десантный
корабль "БДК-46" проекта 775/II был построен в Гданьске (Польша) (заводской
№775/24), спущен на воду 17.04.1987 г. Вступил в строй Черноморского флота в 1987
году. До 1990 года неоднократно принимал участие в учениях разного масштаба.
С 1990 по 1998 год находился в составе кораблей консервации. В феврале
1998 г. большой десантный корабль был введён в состав сил 30-й дивизии надводных
кораблей Черноморского флота, однако по прежнему оставался на консервации. По
инициативе администрации города - шефа корабля, на основании приказа Главкома
ВМФ от 7 апреля 2002 г. большому десантному кораблю было присвоено наименование
"Новочеркасск". В начале 2007 г. БДК "Новочеркасск"
был выведен из консервации и введен в состав действующих сил Черноморского флота.
Свои первые выходы в море корабль (после долговременной консервации) осуществил
в конце 2008 г., а первые стрельбы - в марте 2009 г. Большой десантный корабль
"Новочеркасск" вошел в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ. С
07.08.2009 г. по 15.11.2009 г. корабль принимал участие в широкомасштабных учениях
"Запад-2009", совершив при этом в составе соединения кораблей Черноморского
флота межфлотский переход по маршруту Севастополь-Балтийск-Севастополь. С
февраля 2022 г. корабль участвовал в специальной военной операции, проводимой
Росийской Федерацией на территории Украины. Ночью 26.12.2023 г. БДК "Новочеркасск",
находившийся у причала в порту Феодосии, получил повреждения в результате ракетной
атаки ВСУ. В результате возникшего пожара и сильных повреждений корпуса, корабль
затонул у причала. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан
2 ранга Р. Котляров; - капитан 2 ранга Владимир Болсун; - капитан 2 ранга
Юрий Павлов; - капитан 2 ранга Николай Степаненко. |