ТТД:
Водоизмещение: 751 т.
Размеры: длина - 73 м, ширина - 8,62 м, осадка
- 1,85 м.
Скорость полного хода: 18,5 узлов.
Дальность плавания: 1800 миль на 16 узлах, 1000
миль на 18 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля 40-Д, 4400 л.с., 2
вала.
Вместимость: 3 танка Т-54А, или 5 танков ПТ-76,
или 5 БТР-60П, или 9 автомашин ЗИС-151.
Вооружение: 1х2 30-мм артустановка АК-230, 2х18
140-мм пусковые установки типа WM-18 НУРС.
Экипаж: 42 чел.
История корабля:
Средний десантный корабль проекта 770Д.
Большая серия этих специализированных десантных
кораблей была построена для СССР на верфях Польши.
Обозначенный на Западе как десантные корабли типа
"Polnochny", в 60-70-е года ХХ века
они были построены для ВМФ СССР на Северной верфи
в городе Гданьске (Польша) по проектам 770, 771
и 773. Всего с 1964 по 1986 год было построено
107 кораблей данного типа и их модификаций. Средние
десантные корабли этих проектов входили в состав
не только советского ВМФ, но и ВМС Польши, Вьетнама,
Египта, Алжира, Ливии, Йемена, Эфиопии, Кубы,
Сирии, Болгарии и Индии. Последний корабль данного
типа был построен в 2002 году по модифицированному
проекту (тип NS-722) для Йемена.
Корабли этого проекта заслужили весьма высокую
оценку в тех странах, где они эксплуатировались.
К достоиствам этих десантных кораблей относят
конструктивную простоту, малая стоимость и экономичность
в эксплуатации, рациональные принципы размещения
десанта, небольшой состав экипажа, наличие в составе
вооружения реактивных установок залпового огня.
Применявшаяся на этих кораблях система залпового
огня на основе пусковых установок польского производства
WM-18 с неуправляемыми реактивными снарядами типа
М-14ОФ обладала следующими характеристиками: 2
пусковых установки по 18 стволов в пакете, максимальная
дальность стрельбы - 9800 м, минимальная - 1000
м, боевая часть НУРС - осколочно-фугасная, массой
18,8 кг, масса ВВ НУРС - 4,2 кг., скорость снаряда
- 400 м/с.
Защита от надводного и воздушного противника
обеспечивалась 30-мм скорострельными автоматами
типа АК-230, в дополнение к которым на корабле
имелись пусковые установки ПЗРК "Стрела".
Средний десантный корабль "СДК-20"
был построен на Гданьской Северной верфи, Польша,
(зав.№770D/2). Заложен 15.07.1961 г., спущен на
воду 16.03.1963 г., вступил в строй 30.09.1963
г. Вошел в состав Балтийского флота.
Впоследствии корабль был перечислен в состав
Черноморского флота.
В 1976 г. главком ВМФ Сергей Горшков утвердил
задание ЦКБ "Черноморец" на переоборудование
среднего десантного корабля "СДК-20"
в опытовое судно. На нем планировалось испытать
лазерный комплекс "Аквилон", предназначенный
для поражения корабельных оптико-электронных средств
и экипажей судов противника. Данный лазерный комплекс
был разработан в НПО "Астрофизика".
Корпусные конструкции судна разрабатывались конструкторами
под руководством начальника сектора ЦКБ "Черноморец"
Е. Гарбушина, техническое сопровождение и авторский
надзор от ЦКБ "Черноморец" на заводе
вели инженеры-конструкторы Э. Бижова и Е. Голик.
Общее руководство проектирования возглавлял главный
конструктор проекта Николай Игнатов.
Корабль был переоборудован в Севастополе на "Севморзаводе"
в опытовое судно по проекту 10030 (шифр "Форос").
Но его большая масса (90 тонн) и существенные
габариты потребовали значительно усилить корпус,
а так же увеличить надстройку корабля. Процесс
затянулся на долгие 8 лет. Вооружение с корабля
было демонтировано, а аппарели заменили форштевнем
и носовой секцией. Были сформированы бортовые
були шириной до 1,5 метра. Надстройку корабля
смонтировали единым модулем с полным оснащением
постов и помещений, и установили на судно краном
с грузоподъемностью 100 тонн. Для улучшения обитаемости
и снижения шумности в жилых и служебных помещениях
на корабле появились коффердамы. Шумные помещения
изолировались звукопоглощающей изоляцией. Агрегаты
экспериментального комплекса "Аквилон"
монтировались с особой точностью. Повышенные требования
предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей.
В октябре 1984 г. опытовое судно было выведено
для испытаний в Феодосийский полигон, и впервые
в истории советского флота были выполнены стрельбы
из лазерной пушки. Испытания лазерного оружия
с опытового судна прошли успешно. Низколетящая
ракета была своевременно обнаружена и уничтожена
лазерным лучом.
Однако "выстрел" имел ряд существенных
недостатков: атака ракеты прошла всего несколько
секунд, а подготовка к нему потребовала почти
более суток. КПД установки составила всего лишь
5 процентов. В ходе опыта ученые накопили опыт
в применении боевых лазеров, однако экономический
кризис и распад СССР не позволили довести эти
опытные работы до конца.
Опытовое судно "ОС-90" было включено
в состав флота 30.10.1984 г., входило с состав
311-го дивизиона опытовых судов с базированием
на Феодосию.
Все работы по "боевой лазерной тематике",
по официальным данным, были прекращены еще во
второй половине 1980-х годов. В начале 1990-х
годов прототип боевой лазерной установки был демонтирован.
В 1996 г. судно было исключено из состава флота
и разделано на металл в Инкермане.
Этим судном в разное время командовали:
- старший лейтенант В. Машуков.
|