ТТД: Водоизмещение: 4012 т. Размеры:
длина - 112,5 м, ширина - 15 м, осадка - 3,7 м. Скорость полного хода: 17,59
узлов. Дальность плавания: 3500 миль при 16 узлах, 6000 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля "Згода-Зульцер" 16ZVB40/48, 19200 л.с.,
2 винта. Вооружение: 2х2 57-мм артустановки АК-725, 2х1 45-мм орудия 21КМ,
2х40 122 мм ПУ НУРС МС-73 "Град-М", 4х8 ПУ МТУ-4 ПЗРК. Вместимость:
до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников, танковый трюм длина - 95 м, ширина
- 4,5 м, высота - 4,5 м. Экипаж: 98 чел. История корабля:
Большой десантный корабль проекта 775 В ВМФ СССР основным мотивом появления
новых видов кораблей был опыт боевых служб, согласно которому было установлено,
что большой десантный корабль (БДК) должен был перевозить один батальон, средний
десантный корабль (СДК) - роту, а малый десантный корабль (МДК) - взвод. Этим
требованиям полностью отвечал только имевшийся уже на вооружении БДК пр.1171,
но абсолютно не удовлетворяли СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 году
по указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова было выдано тактико-техническая
задача на проектирование нового СДК проекта 775. Проектирования нового СДК
осуществлялось в Польше, главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель
О. Высоцкий, главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б.М.
Моложожников, потом гражданский специалист М.И. Рыбников, старший представитель
заказчика - инженер Л. В. Луговин. В процессе проектирования корабли были переклассифицированы
в БДК второго ранга через значительное возрастание водоизмещения. Головной
корабль "СДК-47" (строительный №1) пр. 775 был построен на верфи "Stocznіa
Polnocna" ("Северная верфь", где начальником был инженер Б. Стандура)
в Польше в 1974 г. Первая серия кораблей, которая состояла из 12 СДК, была закончена
в 1978 г. На западе эти корабли окрестили как "Ropucha І" - так в английской
транскрипции произносится слово "лягушка". Вторая серия из 16
СДК (пр. 775.ІІ или "Ropucha ІІ") была закончена в 1992 г. Корабли второй
серии отличались другими РЛС общего выявления, а начиная с третьего корабля серии
- и другими артустановками (одной 76-мм АК-176 и двумя 30-мм АК-630 вместо двух
57-мм АК-572). Предполагалось и построение третьей серии пр. 775 специально под
новые танки Т-80 (в некоторых источниках именуется как "проект 778"),
но развал Советского Союза прервал строительство этих кораблей. Головной БДК этой
серии "Контр-адмирал Грен" был прекращен строительством и сдан на металлолом
в 1992 - 1993 годах. Строительства БДК данного проекта велось по заказу
СССР исключительно для его флота. Ни один корабль пр.775 не вошел в состав ВМФ
держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК,
переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском
океане. Десантный корабль пр.775 по конструкции является многопалубним,
плоскодонным десантным кораблем океанской зоны с полубаком и развитой кормовой
надстройкой. По конструкции он относится к судам, выполненных по системе "Ro-Ro"
- с танковой палубой, которая проходит по всей длине корабля. Основным его предназначением
является прием из оборудованного или необорудованного берега гусеничной, колесной
и любой военно-транспортной техники и пехотных подразделов техники, транспортирования
их морем и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с маленьким
склоном дна через открытое носовое устройство, а также приема из воды, транспортирования
морем и спуска на воду плавающей техники через открытое носовое или кормовое устройство.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки
гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный
корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей
флота в пунктах рассредоточенного базирования. БДК может быть использован
при различных вариантах загрузки: 150 человек десанта и 10 танков типа Т-55 с
экипажем в 40 человек; 12 плавающих танков ПТ-76 с экипажем в 36 человек; подразделение
в составе 3 танков типа Т-55 с экипажем в 12 человек, 3 120-мм минометов, 3 боевых
машин типа 2Г 27, 4 автомобиля ЗИЛ-130, 4 ГАЗ-66 и одного легкового внедорожника
ГАЗ-69. Личный состав десанта - 147 человек десанта. Корабль способен перевезти
груз весом 650 т на расстояние 4700 миль и плавать во всех незамерзающих морях
и океанах без ограничений. Десант размещается в танковом трюме (длина -
95 г , ширина носовой части - 6,5 г , ширина кормовой части - 4,5 г , высота по
диаметральной плоскости - 4,0 м), и может быть высажен на оборудованное, необорудованное
побережье или на морскую поверхность при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра
до 5 баллов . Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных
офицерских каютах. Высадка десанта осуществляется с помощью носового десантного
устройства, в который входят носовые ворота и аппарель. Виыадка десанта с неплавающей
техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованное
побережья с минимальным наклоном дна 2-3 градуса (в зависимости от обобщенной
массы принятых на корабль грузов). Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет
соединять несколько судов для создания своеобразного "моста". Габариты
входа из носа: ширина - 4,8 г , высота - 5,5 г . Габариты входа из корма: ширина
и высота - 5,5 г . Как правило, корабли пр.775 действуют в составе
корабельной десантной группы или в составе отряда миротворческих сил, но могут
выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия. Большой десантный
корабль "БДК-"67" проекта 775/II был построен в Гданьске (Польша)
в 1988 году (заводской №775/25). Вступил в строй 30.04.1988 г., вошел в состав
Черноморского флота. В 1997 году "БДК-67" принимал участие в международных
учениях "Фарватер мира - 97", в 1998 году - в международных учениях
"Си-Бриз-98". В 1999 году "БДК-67" выполнил правительственную
задачу по перевозке российского миротворческого контингента в Салоники (Греция).
В 2000 году корабль выполнил правительственную задачу по вывозу военной техники
из Грузии. С июня 2001 года над кораблём шефствует администрация Ямало-Ненецкого
автономного округа РФ. 3 января 2002 года приказом Главнокомандующего ВМФ Российской
Федерации кораблю было присвоено новое имя - "Ямал". В июле 2002
года БДК "Ямал" участвовал в обеспечении морского крестного хода по
Чёрному морю в честь первой годовщины канонизации святого адмирала Ф.Ф. Ушакова.
А в октябре участвовал в мероприятиях посвященных дню памяти адмирала Федора Ушакова
на острове Керкира (Корфу). В июне 2003 года БДК участвовал в деловом заходе
в египетский Порт-Саид в составе отряда кораблей ЧФ. В октябре 2003 года совершил
официальный визит курс на греческий остров Корфу, приуроченый к дням памяти знаменитого
адмирала Федора Ушакова, под командованием которого в 1799 году русские моряки
освободили остров Корфу от иноземных захватчиков, с посещением островов Спеце,
Сирос, а также портов Пилос и Пирей. В настоящее время большой десантный
корабль "Ямал" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей ЧФ и
активно используется в учениях и боевой подготовке флота. Этим кораблем
в разное время командовали: - капитан 2 ранга И. Гавриш; - капитан 2 ранга
А. Кононенко; - капитан 3 ранга А. Грицай; - капитан 2 ранга Валерий Поляков;
- капитан 3 ранга Валентин Тютькало; - капитан 2 ранга Владимир Жданов. |