ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры:
длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода:
38,6 узлов. Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка:
котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках
Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7
мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет
БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236
чел. История корабля: Эскадренный миноносец пр.7 К началу
1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных
миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные
перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся
боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны
СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства
форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано
Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером
назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1
начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме
"Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных эсминцев и легких
крейсеров. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией
строящегося эсминца типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке
проекта "7". 21 декабря 1934 года общий проект "серийного эсминца" был
утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих
строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения.
В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем
- еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного
флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство
кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе
и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара. Сравнение
основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с
зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный
прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам
того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно
превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7,
как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие
торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах
зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга
наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей
все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили
надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец
"Бдительный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в
г.Николаеве. Спущен на воду 29.06.1937 г., вступил в строй 22.10.1939 г. Эсминец
встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте. 24 сентября в Севастопольской
бухте в районе Сухарной балки он сел на мель (носовая часть до 10-го шпангоута
свернута вправо), из-за чего вновь был поставлен на ремонт. В боевых действиях
"Бдительный" начал участвовать в октябре 1941 года. 30 октября он вместе
с эсминцем "Шаумян" эвакуировал личный состав 119-го морского авиаполка
из Донузлава в Севастополь. Затем ""Бдительный" участвовал в переброске
сухопутных частей с Тендры и обороне Севастополя. В феврале-марте 1942-го
эсминец неоднократно выходил в море для обстрела позиций противника на приморском
фланге Крымского фронта, а затем - в районе Владиславовки и Новомихайловки. 17
апреля он конвоировал санитарный транспорт "Сванетия", следовавший из
Севастополя в Новороссийск. На переходе транспорт дважды атаковали бомбардировщики
"люфтваффе" - сначала 12, а затем 9 самолетов. Во время второго налета
в "Сванетию" попали две торпеды, и в 16.30 она затонула. Через 17 минут
последовала третья воздушная атака - на сей раз непосредственно на "Бдительный".
Эсминец, ведя плотный заградительный огонь и маневрируя, отразил налет и избежал
попаданий. На месте гибели транспорта он подобрал из воды 143 человека и доставил
их в Туапсе. Остальные находившиеся на "Сванетии" 753 человека утонули.
9 мая эсминец обстреливал вражеские позиции на берегу Феодосийского залива,
позже обеспечивал переходы кораблей и судов между Севастополем и портами Кавказа.
С февраля по июнь 1942 года совершил 7 транспортных рейсов из Севастополя, перевезя
на борту 2656 человек, в том числе 510 лежачих раненых. Всего же на счету "Бдительного"
11 рейсов в осажденный город-крепость. Вместе с "Ташкентом" и "Безупречным"
"Бдительный" стал одним из последних крупных боевых кораблей, прорвавшихся
в осажденный Севастополь. 25 июня он доставил бойцов 142-й морской стрелковой
бригады. Вернувшись в Новороссийск, эсминец немедленно вышел в море -
на сей раз он вместе с "Сообразительным" был послан навстречу тяжело
поврежденному вражеской авиацией лидеру "Ташкент". Эсминцы выполнили
задание: с их помощью искалеченный лидер сумел достичь базы. Это был последний
поход "Бдительного". 2 июля 1942 года во время стоянки в Новороссийской
бухте эсминец неожиданно атаковали фашистские бомбардировщики. Одна бомба весом
около 500 кг попала в район первого машинного отделения. От ее взрыва сдетонировали
боевые части двух торпед, находившихся в носовом торпедном аппарате. Корабль переломился
на две части. Затем произошел взрыв в кормовом погребе. "Бдительный"
в считанные минуты лег на грунт. Восстановлению эсминец не подлежал. В
1948-1952 годах он был поднят по частям и сдан на слом. В годы войны "Бдительным"
командовали: - капитан-лейтенант Н.И.Боярский (до 26.9.1941); - капитан
3 ранга А.М.Ованесянц (до 20.3.1942); - капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (с 20.3.1942
по 2.7.1942). |