ТТД: Водоизмещение: 1190 т. Размеры:
длина - 93,9 м, ширина 9,3 м, осадка 3,4 м. Скорость полного хода: 34 узла.
Дальность плавания: 1717 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины,
5 котлов, 2 винта, 23500 л.с. Вооружение: 3х1 102-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета,
5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж: 111
человек. История корабля: Эскадренный миноносец типа "Дерзкий" Заказан
в рамках программы судостроения, принятой в 1911 году и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Постройкой этих эсминцев Морской Генеральный
штаб стремился, хотя бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море крейсеров.
В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев для Черноморского флота
участвовало 6 заводов. В качестве прототипа был выбран эсминец "Новик", с его
мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя первое место занял Путиловский
завод - единственный из русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных
кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских заводов и верфей,
занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения работ. Главное
управление кораблестроения и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов
и верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт был подписан 24 февраля
1912 года. Данный эсминец (типа "Дерзкий") практически не отличался от эсминца
"Новик", но так как требования к проектной скорости хода ограничили 34 узлами
(вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин была снижена почти на 7000 л.с.,
что позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив
длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них разместили
на кормовой надстройке. 24 октября 1911 года эскадренный миноносец "Беспокойный"
зачислен в списки судов Черноморского флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи
завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31 октября
1913 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой мировой
войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника,
нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе
к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких
сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 76 турецких парусников,
8 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские лодки
"Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря 1915 года - германскую подводную лодку "UC
13". 9 сентября 1916 года при возвращении с минной постановки в Констанцу,
на подходах к порту, подорвался на 2 румынских минах заграждения, но остался на
плаву и после капитального ремонта в Николаеве, вновь введен в строй. 29
декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918
года ушел из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно,
где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими
интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С
октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября
1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции
собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не
был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале 30-х
гг. разобран на металл. |