ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры:
длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода:
38,6 узлов. Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка:
котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2,
2х1 76-мм орудия 34-К, 3х1 45-мм орудия 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК,
10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных
аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236 чел. История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7 К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских
сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 -
на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной
эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей
своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение
предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное
создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное
конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили
В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1
начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме
"Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия
ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ
типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".
21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением
Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по
утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге
в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих
53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 -
для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей
предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе
и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара. Сравнение
основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с
зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный
прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам
того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно
превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7,
как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие
торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах
зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга
наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей
все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили
надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец
"Беспощадный" был заложен 15.05.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в
г. Николаеве. Спущен на воду 05.12.1936 г. Официально включен в состав ЧФ 02.10.1939
г. Неделю спустя, в ночь с 9 на 10 октября, попал в 8-балльный шторм, в
результате чего корпус в районе 84-90-го шпангоутов деформировался (срезались
заклепки, образовались трещины, погнулись шпангоуты и бимсы). После экстренного
ремонта "Беспощадный" вместе с лидером "Москва" с 19 по 24
октября совершил официальный визит в Стамбул. В 1940 году в ходе эксплуатации
эсминца выявились дефекты в механизмах и электрооборудовании. Гарантийный ремонт
затянулся на 6 месяцев - пришлось заменить турбину высокого давления ТЗА № 2.
Зато к началу войны корабль был в хорошем техническом состоянии. С 22 по
30 июня 1941 года "Беспощадный" ежедневно выходил в море для постановки
оборонительных минных заграждений. Всего кораблем было выставлено 114 мин. 13
июля при выходе из Севастополя эсминец под действием ветра и течения сошел с фарватера
и сел на мель. Хотя повреждения оказались легкими (погнуты лопасти винтов), командир
корабля капитан 3 ранга П.В.Глазовский был отдан под трибунал и осужден на 5 лет.
С конца июля по сентябрь "Беспощадный" почти постоянно находился в море,
сопровождая транспорты, обстреливая румынские виска под Одессой, неся дозорную
службу. 22 сентября, во время артиллерийской поддержки советского десанта под
Григорьевкой, эсминец атаковали 22 фашистских бомбардировщика, сбросивших на корабль
84 бомбы. "Юнкерсы-87" пикировали с разных направлений, затрудняя зенитный
огонь. Сначала близким разрывом бомбы была повреждена корма - в районе 173-го
шпангоута на палубе и по бортам образовался гофр. От сотрясения сработал
кормовой торпедный аппарат: торпеды с включившимися двигателями ударились в переборку
помещения дизель-генераторов, но, к счастью, не взорвались. Через трещины в кормовые
помещения начала поступать вода; скорость эсминца, поначалу доведенная до 24 узлов,
стала падать. В этот момент "Беспощадный" получил сразу два прямых попадания
бомб в носовую часть. Одна из бомб, пробив палубу полубака около клюза правого
борта, вышла через борт и взорвалась в воде. Другая разорвалась в глубине корпуса,
в районе мотора носового шпиля. В результате вся носовая часть корпуса до 35-го
шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах
обшивки. Эсминец получил дифферент на нос в 1,5 м, но сохранил ход и самостоятельно
добрался до Одессы. В течение 23 сентября на "Беспощадном" подкрепили
переборки, а также палубы и борта в районе гофров. Вечером с помощью буксира СП-14
повели эсминец в Севастополь. Буксировка осуществлялась кормой вперед со скоростью
2-3 узла. Из-за усилившегося до 5 - 6 баллов волнения моря раскачивающаяся носовая
часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза
затопления 3-го кубрика. Положение становилось критическим. Единственным
выходом было решение обрубить носовую часть корабля. Рискованную операцию выполнил
старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным
топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не
обломилась и не ушла под воду. После этого "Беспощадный" был взят на
буксир "Сообразительным", а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая
собой от волн искалеченный корпус эсминца. По прибытии в Севастополь "Беспощадный"
сначала ремонтировался в Северном доке, а затем - на заводе №201. Носовая часть
от нулевого до 18-го шпангоута была заимствована у погибшего эсминца "Быстрый",
участок от 18-го до 40-го шпангоута пришлось изготовить заново. Восстановительные
работы уже почти закончились, когда корабль подвергся новому налету. 12 ноября
1941 года в 11.25 250-кг бомба попала в верхнюю палубу в районе 103-го шпангоута,
зацепила котел № 2, пробила главную паровую магистраль, двойное дно и взорвалась
под днищем на грунте. Еще две бомбы взорвались рядом в 4-5 м от правого борта
в районе 190-го шпангоута. Эсминец вновь получил серьезные повреждения. В корпусе
образовалось множество гофров и пробоин, 2-е и 3-е котельные отделения были затоплены,
заклинило валопроводы, вышли из строя многие механизмы. В придачу в первом котельном
отделении вспыхнул пожар - правда, его удалось вскоре потушить. Благодаря
энергичным действиям экипажа распространение воды быстро устранили. Под пробоину
подвели пластырь, в дополнение к собственным водоотливным средствам подключили
помпы с буксира СП-14. Вечером корабль с дифферентом в 1,75 м и креном в 14 на
правый борт был введен в Северный док. Из-за постоянной угрозы воздушных
атак решили дальнейший ремонт "Беспощадного" провести в Поти, для чего
в течение нескольких дней эсминец экстренно готовили к переходу. Пробоины заделали
пластырями, носовой отсек засыпали пробковой крошкой, в котельных отделениях также
уложили мешки с пробкой. Всего на корабль погрузили около 90 кубометров крошеной
и листовой пробки. 17 ноября "Беспощадный" на буксире эсминца
"Шаумян" вышел из Севастополя в Поти. Поначалу скорость буксировки колебалась
в пределах 8-13 узлов, но затем в пустые топливные цистерны стала просачиваться
вода, образовался крен. Скорость пришлось снизить до 5 узлов. Волны повредили
пластыри, течь усилилась. Мотопомпы не справлялись с поступавшей водой. Выручил
трактор ХТЗ, предусмотрительно погруженный на палубу: к его двигателю подключили
дополнительную помпу. Трое суток напряженной борьбы со стихией увенчались успехом:
20 ноября эсминец прибыл в Поти. Под его носовую часть сразу же подвели понтоны,
но прошло еще 2,5 месяца, пока он дождался своей очереди постановки в док. Полный
ремонт корабля завершился лишь в сентябре 1942 года. Эсминец вышел на испытания
под краснознаменным флагом: 3 апреля за активные действия в начале войны он был
награжден орденом Красного Знамени. С 21 октября до конца ноября "Беспощадный"
эскортировал транспорты из Поти в Туапсе, сам перевез из Батуми в Поти 596 красноармейцев.
С 29 ноября по 2 декабря совместно с "Бойким" совершил рейд к болгарскому
побережью, где якобы потопил торпедами вражеский транспорт. 9-10 декабря эсминец
снова занимался перевозкой войск (доставил из Поти в Туапсе 522 бойца), а 26-29
декабря вместе с "Сообразительным" повторил набеговую операцию к вражеским
берегам. Корабли опять попали в полосу тумана и, не обнаружив противника, вернулись
в Поти. 31 января 1943 года "Беспощадный" занимался обстрелом
позиций неприятеля в районе Новороссийска (за 30 минут выпустил 206 130-мм снарядов).
Затем неоднократно выходил в дозоры, конвоировал транспорты, сам перевозил войска
(13 февраля при переходе из Поти в Геленджик взял на борт рекордное число бойцов
- 1548 человек с вооружением), совершал демонстративные обстрелы занятого противником
побережья. 4 февраля во время шторма получил легкие повреждения корпуса. Всего
с начала войны до 1 апреля 1943 года "Беспощадный" прошел 18 565 миль
(до войны, включая сдаточные испытания — 28 327 миль). За это время он выпустил
1818 130-мм, 710 76-мм, 727 45-мм, 325 37-мм снарядов, 605 12,7-мм пуль и 6 торпед.
Глубинные бомбы не применялись. Из средств химической защиты интенсивно использовалась
дымоаппаратура ДА-2 (поставлено 30 дымзавес), реже - аппаратура ДА-1 (около 10
дымзавес). Одной из самых трагических дат в истории советского ВМФ стало
6 октября 1943 года. Отряд кораблей в составе лидера "Харьков", эсминцев
"Способный" и "Беспощадный" возвращался из набеговой операции
к берегам Крыма. Командир отряда - капитан 2 ранга Г.П. Негода - держал свой брейд-вымпел
на "Беспощадном". Отряд прикрывали три истребителя дальнего действия.
В 8.10 им удалось сбить немецкий разведчик, и Негода приказал эсминцу "Способный"
подобрать летчиков. Эта 20-минутная задержка оказалась роковой. Внезапно в 9.00
появились "юнкерсы" и атаковали лежавшие в дрейфе корабли со стороны
солнца. "Харьков" получил три прямых попадания и лишился хода. Затем
вражеские атаки возобновлялись одна за другой. Советские истребители сбили два
самолета - Ю-87 и Ме-109, но соотношение сил было не в нашу пользу. В 11.50
примерно 10-12 бомбардировщиков нанесли удар по "Беспощадному". Одна
из бомб, весом не менее 200 кг, попала в носовое машинное отделение с правого
борта и взорвалась под днищем корабля. Паровая магистраль была перебита, лопнул
настил палубы в районе 110-115-го шпангоутов, образовалась огромная пробоина.
Вторая бомба взорвалась вблизи левого борта напротив кормового машинного отделения,
изрешетив обшивку корпуса. Эсминец начал крениться на левый борт, освещение погасло,
давление пара упало до нуля. Вода мгновенно затопила первое машинное отделение
и через пробоины и разошедшиеся швы поступала в 3-е и 2-е котельные отделения.
Все силы экипажа были брошены на спасение корабля. По приказу командира
"Беспощадный" избавился от лишнего в данной ситуации оружия - выстрелил
торпеды и сбросил глубинные бомбы. Под пробоину с правого борта подвели пластырь,
хотя тот прилегал плохо. Воду откачивали ручными помпами, а около 14.00 - с помощью
подошедшего "Способного". Последний взял "Беспощадного" на
буксир, одновременно осуществляя перекачку топлива с аварийного эсминца в свои
цистерны. Но новый налет перечеркнул появившуюся надежду на спасение. В
14.13 в "Беспощадный" попали сразу четыре бомбы - три в кормовую часть
и одна во второе машинное отделение. Эсминец разломился пополам. Кормовая часть
затонула почти мгновенно. Носовая некоторое время держалась на воде, но в 14.25,
встав вертикально форштевнем вверх, ушла в пучину. Чуть позже участь "Беспощадного"
разделили "Способный" и "Харьков". Из 903 человек, находившихся
на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамолеты спасли 187, в том числе
41 из экипажа "Беспощадного". В годы войны "Беспощадным"
командовали капитан 3 ранга П.В. Глазовский (до 17.7.1941), капитан-лейтенант
Г.П. Негода (до 24.11.1941, затем стал командиром 1-го дивизиона эсминцев. После
гибели "Беспощадного" спасен, переведен на ТОФ), капитан 3 ранга В.А.
Пархоменко (с 24.11.1941, спасен, позже стал адмиралом, командующим ЧФ). |