ТТД: Водоизмещение: 3230 т. Размеры:
длина - 126,1 м, ширина - 12,7 м, осадка - 4,2 м. Скорость полного хода: 38
узлов. Дальность плавания: 3880 миль при 14,7 узлах. Силовая установка:
паротурбинная, 2х36000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм универсальные башенные
артустановки СМ-2-1, 4х4 45-мм автомата СМ-20, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-41,
6 бомбометов, 2 бомбосбрасывателя, до 50 мин (в перегруз). Вооружение после
модернизации по пр.56ПЛО: 2х2 130-мм универсальные башенные артустановки СМ-2-1,
4х4 45-мм автомата СМ-20, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х12 реактивных бомбомета
РБУ-6000. Экипаж: 284 чел. История корабля: Эскадренный
миноносец пр.56 Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным
и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Однако проведенные
испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя по целому ряду
причин. В результате июне 1951 г. постановлением Совмина серия эсминцев проекта
41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны. Новому главному конструктору
проекта, сменившему А. Л. Фишеру было предписано "модернизировать проект
41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса".
Новому проекту присвоили номер - проект 56. Проектирование начали сразу
с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам
и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и
обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы "выдавлена"
на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.
Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой
нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как
показало время, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций
из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство,
что они в те годы стали "модными" во всех ведущих флотах мира. Вооружение
пр.56 было почти аналогичным вооружению эсминца пр.41. Различие заключалось в
установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом:
в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов,
вместо СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50
со стрельбовой РЛС "Якорь-М",
а навигационную РЛС "Риф" заменили на РЛС "Нептун".
Головной корабль пр.56 - эсминец "Спокойный" - был предъявлен на испытания
в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь
не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что
размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса "корпус-винт"
были неоптимальны. Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в
области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные
рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости,
а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать
четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило "Спокойному"
достичь желанных 38 уз. После длительных испытаний в 1956 г. "Спокойный"
был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в
период с 1955 по 1958 г. Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними
торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо
проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения
войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим
появлением примерно на десять лет. К усилению противолодочного вооружения
эсминцев пр. 56 по пр.56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой
серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат
и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500.
Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными,
так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев в 1969-1971 гг. модернизировали
по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали
все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный
аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также грот-мачту
с установленными на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный
комплекс "Волна" с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР
в погребе, а так-же систему управления огнем "Ятаган",
антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо
грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два
новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления "Рысь".
На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310.
В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно
большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по
пр.56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся
в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном
виде. Эсминцы пр.56 около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались
на всех флотах, пока не начали выводиться из боевого состава. Многие крупные технические
решения, полученные и отработанные на этих кораблях, стали базовыми при разработке
и создании надводных кораблей основных классов следующих поколений. Эскадренный
миноносец "Бесследный" проекта 56 был зачислен 15.09.1953 г. в списки
кораблей ВМФ и 01.04.1954 г. заложен в Николаеве на ССЗ №445 им.61 коммунара (заводской
№1205). Спущен на воду 05.11.1955 г., вступил в строй 31.10.1956 г. и 06.11.1956
г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Черноморского флота. 20.06
- 24.07.1957 г. совершил переход через Суэцкий канал из Севастополя во Владивосток
и 01.08.1957 г. перечислен в состав ТОФ. В период с 25.05.1973 г. по 08.05.1976
г. модернизирован на "Дальзаводе" во Владивостоке по проекту 56ПЛО.
17.05.1977 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой,
но 13.03.1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй 08.04.1988 г. разоружен
и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации,
17.7.1988 г. расформирован. В январе 1990 г. продан частной фирме Индии
на слом, но в том же месяце затонул при буксировке во время сильного шторма в
Тайваньском проливе. |