ТТД: Водоизмещение: 3101 т. Размеры:
длина - 120,5 м, ширина - 12 м, осадка - 4,25 м. Скорость полного хода: 36,6
узлов. Дальность плавания: 3660 миль при 15,5 узлах. Силовая установка:
ГТЗА типа ТВ-6, двухвальная, 60000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм палубно-башенные
артиллерийские артустановки Б-2-ЛМ, 2х2 85-мм башенные артустановки 92-К, 7х1
37-мм палубных автоматических зенитных установок 70-К (с 1951 г. перевооружены
на зенитные автоматы В-11), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 10 торпед, 2 бомбомета
БМБ-1 или БМБ-2, 2 кормовых бомбосбрасывателя, 74 глубинных бомбы, в перегруз
до 60 мин. Экипаж: 286 чел. История корабля: Эскадренный
миноносец проекта 30-бис. Приступая к созданию эсминцв проекта 30-бис,
советские военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения
эсминцев (пр. 7 и 7-у) и лидеров (пр. 1, 20-и и 38). Работа над эсминцем пр. 30-бис
первоначально была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата
судостроительной промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение
НК ВМФ и НКСП от 08.10.1945 г. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК
ВМФ от 28.11.1945 г. окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца
"второй серии" (пр.30-бис) и были переназначены исполнители проекта последнего
- образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л.
Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28.01.1947 г. утвердили
и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис. В проект
30-бис по сравнению с "родительским" проектом (эсминец "Огневой" пр.
30) были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные размерения (длина,
ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся полностью сварным, а его конструкция
позволяла применять новую, более совершенную технологию. Прочностные характеристики
корпусных конструкций отвечали существовавшим тогда в военном кораблестроении
"Требованиям к выполнению расчетов прочности конструкций корпуса надводных кораблей",
изданным в 1944 г., а также, в частности, "Временной методике расчета прочности
конструкций кормовой оконечности". В состав бортового оружия и вооружения
входили 2X2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские артустановки "Б-2-ЛМ"
(с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал, башенные артустановки
"92-К" (боекомплект - по 300 снарядов на ствол), а также 7X1-37/63 мм/кал палубных
автоматических зенитных установок "70-К". С 1951 г. эсминцы пр. 30-бис были взамен
последних перевооружены на новые зенитные автоматы того же калибра "В-11". Боезапас
включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное вооружение состояло из двух палубных
наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов калибра 53 см типа ША-53-З0-бис" (боекомплект
- 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис". Противолодочное вооружение было предоставлено
двумя бомбометами типа "БМБ-1" или "БМБ-2", а также двумя кормовыми бомбосбрасывателями
с боекомплектом больших глубинных и малых глубинных бомб - соответственно 22 и
52 шт. В перегруз эсминцы могли брать и мины заграждения: 52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ")
или 60 шт. типа "М-26". Как и на ЭМ пр. 30-к, предусматривалось радиотехническое
вооружение: РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М" (на пр. 30-к - "Гюйс-1Б"),
РЛС обнаружения надводных целей "Риф-1", артиллерийские РЛС "Редан" (для главного
калибра) и "Вымпел-2" (для зенитного калибра). В качестве навигационной РЛС применили
станцию "Рым-1". Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров. Создание
эсминцев по пр. 30-бис для советского кораблестроения стало неординарным явлением,
ранее не встречавшимся. За всю историю отечественного флота и кораблестроения
предполагалась постройка самой большой по численности единиц в серии крупных надводных
кораблей (всего ЭМ пр. 30-бис было построено и введено в состав ВМФ 68 ед.). Основными
технологическими процессами, характеризовавшимися своими особенностями при постройке
ЭМ пр. 30-бис, стали плазовые работы, обработка металла корпуса, а также сборка
и сварка корпуса корабля на стапеле и достроечные работы. При постройке технологически
корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка и сварка секций выполнялись в сборочном
(корпусном) цеху в специальных "постелях", после чего секции транспортировали
в стапельный цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса по заданной
технологии. Протяженность сварных швов составляла примерно 16000 м; для сварочных
работ на одном таком корабле требовалось примерно 17 т сварочных электродов. Состав
и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов были примерно такими
же, как и на ЭМ пр. 30. Расположение котельных и машинных отделений также эшелонное:
два носовых котельных - одно машинное (носовое) отделение ; два кормовых котельных
- одно (кормовое) машинное отделение. Главные паровые котлы типа КВ-30 относились
к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную
поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторним дутьем воздуха в котельное
отделение. В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах пр. 30-бис применялись
ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность на переднем ходу до 60000 л.с. Для передачи
на гребные винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных валопроводов.
После завершения строительства эсминцев пр. 30-бис часть кораблей прошла
модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических средств
был заменен на более современные либо вообще был убран с корабля. Основными направлениями
модернизационных работ, выполнявшихся на "тридцатках-бис", входивших на то время
в состав нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых средств
кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение условий обитаемости личного
состава эсминцев. Моряки, служившие на "тридцатках-бис", любили за их простоту
и надежность. И именно этим эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана,
где впоследствии они передали решение задач боевой службы более современным своим
собратьям. Эсминец "Бесстрашный" был зачислен в списки кораблей
ВМФ 03.12.1947 г. и 29.09.1949 г. заложен на заводе № 445 (заводской № 1105).
Спущен на воду 31.03.1950 г., вступил в строй 31.10.1950 г. и 03.12.1950 г., подняв
Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу
(Румыния); 19-22.10.1953 г. - в Бургас (Болгария). 03.08.1961 г. выведен
из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ. 02.06.1976 г.
исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки
на металл. |