ТТД: Водоизмещение: 3100 т. Размеры:
длина - 120,5 м, ширина - 12,0 м, осадка - 4,25 м. Скорость полного хода:
36,6 узлов. Дальность плавания: 3660 миль при 15,7 узлах. Силовая установка:
паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм башени Б-2-ЛМ (боекомплект
по 150 снарядов на ствол), 2х2 85-мм артустановки 92-К (боекомплект 300 снарядов
на ствол), 7х1 - 37-мм артустановок 70-К (боекомплект 300 снарядов на ствол),
2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 кормовых бомбосбрасывателя, мины
заграждения (в перегруз): 52 шт. типа КБ (КБ-КРАБ) или 60 шт. типа М-26.
Экипаж: 286 чел. ТТД (после модернизации по пр.31): Водоизмещение:
3273 т. Размеры: длина - 121,4 м, ширина - 12,0 м, осадка - 5,24 м. Скорость полного хода: 35 узлов. Дальность плавания: 3308 миль при 14 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм
башни Б-2ЛМ (боекомплект 150 выстрелов/ствол), 5х1 57-мм артустановки ЗИФ-71 (боекомплект
700 выстрелов), 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х16 бомбомета РБУ-2500 (боекомплект
96 бомб), 2 бомбосбрасывателя, 48 мин КБ или 38 КМД-1000 или 72 ГМЗ в перегруз.
Экипаж: 265 чел. История корабля: Эскадренный миноносец Первыми
кораблями советского флота, оснащенными штатными системами радиоразведки, стали
эскадренные миноносцы пр.31, переоборудованные в конце 50-х гг. - начале 60-х
гг. из серийных кораблей пр.30-бис. ТТЗ на проект 31 было разработано ВМФ СССР
в 1957 г., целью проведения работ предусматривалось "переоборудование эсминцев
проекта 30-бис в корабли радиотехнической разведки". Технический проект
переоборудования этих кораблей был разработан в 1957 г. ЦКБ-57 (главные конструктора
Д.С. Барбараш, а затем Л.В. Войшвилло). При этом эсминцы должны были быть универсальными
кораблями. Помимо ведения разведки, в функции кораблей пр.31 должна была входить
противолодочная, противовоздушная и противокатерная оборона соединений, а также
несение дозорной службы. В процессе проведения работ из вооружения корабля
без изменений была оставлена только артиллерия главного калибра в составе двух
130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок типа Б-2ЛМ (10 выстрелов
в минуту, боезапас - 600 снарядов), однако она была дооснащена системой ПУС "Мина-31"
и системой дистанционного управления Д-200. Ставший ненужным КДП упразднялся,
а его место заняли антенные посты станций радиоразведки "Гафель". Без изменений
осталась и прежняя главная энергетическая установка. Были демонтированы и подлежали
замене на новые обе мачты, упраздня-лись носовой торпедный аппарат, кормовые противолодочные
бомбометы БМБ-1, а также вся 85-мм и 37-мм артиллерия. Взамен устанавливались
пять новых, впервые применявшихся одноствольных 57-мм автоматов типа ЗИФ-71, скорострельностью
170-200 выстрелов в минуту (боекомплект 3500 патронов) с системой дистанционного
наведения Д-71-2. Значительно усиливалось противолодочное вооружение. Оно
включало один поворотный пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный
для стрельбы противолодочными торпедами, с пороховой системой стрельбы и системой
ПУТС "Звук-31", а также реактивно-бомбовое вооружение: два 16-ствольных 212-мм
реактивных стабилизированных бомбометных установки "РБУ-2500" с системой ПУСБ
"Смерч-31" (боекомплект 96 РГБ-25). Имелось также 14 глубинных бомб ББ-1 в кормовых
подпалубных бомбосбрасывателях. В целях защиты от атакующих торпед корабль оснащался
двумя букси руемыми акустическими охранителями "БОКА". Радиотехническое
вооружение корабля проекта 31 было представлено одной РЛС обнаружения воздушных
и надводных целей "Фут-Н" (на грот-мачте), одной РЛС управления артиллерийской
стрельбой артиллерии главного калибра "Залп-М2" (на фок-мачте) и двумя РЛС управления
стрельбой зенитной артиллерии "Фут-Б" (побортно на кормовой надстройке). Имелась
одна навигационная РЛС "Дон" с блоком "Пальма", ИК-аппаратура совместного плавания
"Огонь-50", штатная для эсминцев РЛС опознавания типа: "свой-чужой" (запросное
устройство "Никель-К" и ответное устройство "Хром-К"). Как следствие, коренной
перестройке подверглись надстройки и мачты корабля, на которых размещались новые
антенные посты РЛС. Были также значительно увеличены кожухи обеих дымовых труб,
которым кроме того придали характерную закругленную в сторону кормы форму. Взамен
прежней, штатной для кораблей пр. 30-бис гидроакустики устанавливалась новая гидролокационная
станция ГС-572 ("Геркулес") с подъемно-опускным устройством ДУ-4М2. Корабль имел
химическое вооружение в виде комплекта дымовой аппаратуры ДА-1 (в кормовом эшелоне),
прибора автоматической сигнализации о наличии отравляющих веществ, аппаратуры
наружного определения наличия радиоактивного заражения, системы водяной защиты,
противохимической вентиляции и коллективной противохимической защиты (167 газозащищенных
помещений), а также средств хранения спе6циальной защитной одежды, средств дегазации.
И, наконец, эсминец имел штатное размагничивающее устройство. Проект 31
стал первым кораблем советского флота, на котором были установлены штатные средства
радиоразведки, предназначенные для поиска и перехвата работающих радиостанций
в УКВ, КВ, СВ и ДВ диапазонах волн. Следует отметить, что корабли проекта
31 имели одну особенность: они модернизировались по двум разным вариантам №№ 1
и 2. Это было вызвано громоздкостью первого советского комплекса радиоразведки
"Гафель", который просто не мог быть размещен целиком на одном корабле класса
"эскадренный миноносец". По этой причине, на борту корабля 1-го варианта, к которым
относился "Бесшумный", средства радиоразведки были представлены только тремя РЛС
"Гафель" из 5, т.е. 60% УКВ диапазона). Остальная часть комплекса размещалась
на корабле 2-го варианта модернизации. В итоге, полноценное ведение радиоразведки
во всем диапазоне частот было возможно лишь при совместном, т.е. парном использовании
двух кораблей. Моряки по этому поводу шутили, цитируя известную русскую поговорку:
"мы с Тамарой ходим парой"… Каждый же корабль проекта 31 в отдельности по составу
средств радиоразведки неравноценен и невзаимозаменяем с кораблем другого варианта.
Эсминец "Безбоязненный" был заложен по проекту 30-бис на заводе
№445 в Николаеве (заводской № 1114) 26.03.1951 г. и 22.06.1951 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ. Спущен на воду 31.08.1951 г., вступил в строй 11.01.1952 г. и 06.07.1952
г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15.10 - 18.10.1953 г.
нанес визит в Констанцу (Румыния); 19.10 - 22.10.1953 г.- в Бургас (Болгария).
"Безбоязненный" стал головным кораблей 2-го варианта пр.31 (заводской
№ С-1114). Он прибыл на судостроительный завод № 445 в Николаеве, для проведения
среднего ремонта и переоборудования 01.07.1958 г. На "Безбоязненном" были установлены
штатные средства радиоразведки по 2-му варианту (РЛС радиоразведки "Гафель 12-13",
"Гафель 11-14" и "Гафель 17-18"). Во всем остальном эсминец практически полностью
повторял корабль 1-го варианта со всеми его преимуществами и недостатками. По
завершении ремонта и переоборудования, а также предусмотренного по плану докования,
эсминец с 6.08 по 23.10.1960 г. прошел швартовые испытания и затем совершил переход
в Севастополь для проведения заводских ходовых (25.10 - 27.10) и государственных
(28.10 - 25.11) испытаний. При этом на корабле отсутствовали приборы и изделия
10 наименований, недопоставленные промышленностью. 25.11.1960 г. государственная
комиссия подписала приемный акт на эсминец "Безбоязненный". Всего со времени постановки
корабля в завод до подписания приемного акта прошло 2 года, 4 месяца и 25 дней.
Впоследствии преведен на СФ. В период с 15.06 по 24.09.1961 г. совершил
переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.09.1961 г. перечислен
в состав ТОФ. 13.08.1976 г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен
в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений. 12.08.1977 г. исключен
из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. |