ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры:
длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода:
38,6 узлов. Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка:
котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках
Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7
мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет
БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236
чел. История корабля: Эскадренный миноносец пр.7 К началу
1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных
миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные
перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся
боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны
СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства
форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано
Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером
назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1
начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме
"Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия
ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ
типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".
21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением
Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по
утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге
в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих
53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 -
для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей
предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе
и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара. Сравнение
основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с
зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный
прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам
того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно
превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7,
как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие
торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах
зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга
наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей
все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили
надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец
"Безупречный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в
г. Николаеве. Спущен на воду 25.06.1937 г., вступил в строй 02.10.1939. В
начале Великой Отечественной участвовал в минно-заградительных операциях (выставил
219 мин) и обороне Одессы. 22 сентября совместно с "Бойким" и "Беспощадным"
обеспечивал огневую поддержку десанта под Григорьевкой и подвергся воздушной атаке.
9 "юнкерсов" сбросили на "Безупречный" 34 бомбы. Прямых попаданий
не было, но от близких разрывов эсминец получил серьезные повреждения. В наружной
обшивке позже насчитали 404 осколочные пробоины, из них 152 - ниже ватерлинии.
В районе 180-190-го шпангоутов образовались гофры с разрывами и трещинами по верхней
палубе. Первое машинное и третье котельное отделения, а также кормовые отсеки
быстро заполнились водой. Корабль накренился на правый борт на 17° и лишился хода.
С большим трудом его удалось отбуксировать в Одессу. Дифферент на корму при этом
достигал 2 м, а запас плавучести сократился до 28% от нормального. После
ремонта «Безупречный» участвовал в эвакуации войск с Тендры, 6-7 ноября вместе
с "Бойким" доставил на борту 2 батальона морской пехоты из Ялты в Севастополь.
8 декабря, выходя из Поти, эсминец навалился на якорную цепь теплохода "Местком"
и повредил обшивку левого борта в районе 161-178-го шпангоутов. Исправление повреждений
заняло 10 дней. В январе 1942 года "Безупречный" обстреливал немецкие
позиции под Старым Крымом, оказывал огневую поддержку десанту в Судаке. В феврале-марте
эсминец также занимался обстрелом вражеских позиций в Крыму, в районе Владиславовки,
Новомихайловки, Корокеля. 28 мая "Безупречный" успешно отконвоировал
в Севастополь транспортный теплоход "Грузия", неоднократно отражая воздушные
атаки фашистов. Вечером 24 июня эсминец вместе с лидером "Ташкент"
совершил свой последний прорыв в осажденную крепость. Они доставили подкрепление
- бойцов 142-й морской стрелковой бригады. В обратном направлении перевозили в
основном раненых. Всего за первое полугодие 1942 года "Безупречный"
доставил из Севастополя 1753 человека, из них 260 лежачих. Вернувшись в
Новороссийск, корабли приняли на борт оставшиеся части 142-й бригады и попытались
повторить прорыв. Шедшему первым "Безупречному" не повезло. В 18.57
26 июня 1942 года в 40 милях от мыса Аю-Даг эсминец атаковали более 20 "юнкерсов".
Корабль получил несколько прямых попаданий - в кормовой мостик, в первое котельное
отделение и полубак. Через несколько минут он затонул. Подошедший к месту
гибели "Ташкент" также был атакован авиацией и, сбросив на воду спасательные
плоты и пояса, ушел. На следующий день подводные лодки М-112 и М-118 подобрали
трех уцелевших моряков. Это все, кто остался в живых из экипажа, а также взятых
на борт 320 красноармейцев и 16 медицинских работников. Вместе с кораблем погиб
и его бессменный командир - капитан 3 ранга П.М.Буряк. |