ТТД: Водоизмещение: 2402 т. Размеры:
длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м. Скорость полного хода:
38,6 узлов. Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах. Силовая установка:
котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с. Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках
Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7
мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет
БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин. Экипаж: 236
чел. История корабля: Эскадренный миноносец пр.7 К началу
1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных
миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные
перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся
боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны
СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства
форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано
Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером
назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1
начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме
"Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия
ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ
типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".
21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением
Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по
утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге
в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих
53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 -
для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей
предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе
и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара. Сравнение
основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с
зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный
прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам
того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно
превосходил их. Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7,
как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие
торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах
зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга
наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей
все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили
надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень. Эсминец
"Быстрый" был заложен 17.04.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве.
Спущен на воду 05.11.1936 г., вступил в строй 07.03.1939 г. С началом
Великой Отечественной войны был включен в систему ПВО главной базы флота. 1 июля
1941 года направлен на ремонт в Николаев, и около 14.00 эсминец вышел из Южной
бухты Севастополя. В 14.10 при проходе первой линии бонов (глубина 14-16 м) раздался
мощный взрыв донной мины, выставленной немецким самолетом. Корабль подбросило
вверх и вправо. В результате 24 человека из экипажа сразу погибли, а 81 оказался
ранен, то есть мгновенно была потеряна половина экипажа. "Быстрый"
начал описывать циркуляцию вправо. Немного не дойдя до Константиновского равелина,
он остановился с креном на левый борт: его затормозил левый якорь, самопроизвольно
отдавшийся в момент взрыва. Котельные отделения № 1 и № 2 были затоплены сразу
же, а через 10 минут после взрыва вода заполнила все помещения до 109-го шпангоута
и между 159-м и 185-м шпангоутами. Крен на левый борт достиг 15, нос сел на грунт.
Примерно в 15.00 вокруг "Быстрого" вспыхнул вытекший из цистерн мазут.
Пришлось эвакуировать личный состав. На помощь подошли три спасательных судна,
но пожар удалось потушить только к полуночи. Эсминец к тому времени почти полностью
затонул: над водой возвышались только надстройка и часть полубака. Утром
2 июля приступили к спасательным работам. Выяснилось, что нос корабля сидит на
грунте на глубине 6 м, корма - на 12 м. Первым делом сняли 2 130-мм орудия, 3
45-мм полуавтомата и КДП. Но дальнейшим работам помешал разыгравшийся шторм. Командующий
флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, осмотрев эсминец, определил его положение
как безнадежное. Через два дня под ударами волн носовая часть корпуса отломилась
по 34-му шпангоуту. 13 июля "Быстрый" все же был поднят аварийно-спасательной
службой флота и поставлен в док. При детальном осмотре выяснилось, что восстановить
корабль будет чрезвычайно трудно. Корпус в районе котельных отделений и между
34-м и 86-м шпангоутами был сильно деформирован, киль перебит, в районе взрыва
(58-70 шп.) зияла огромная пробоина размером 5x3,5 м. Тем не менее уже
30 августа корпус эсминца вывели из дока и отбуксировали в Килен-бухту для продолжения
ремонта на плаву. Однако вскоре во время авианалета в него попало несколько бомб.
"Быстрый" вторично затонул. Носовая часть "Быстрого"
осенью 1941 года была использована для восстановления "Беспощадного".
А из снятых 130-мм орудий сформировали береговую батарею № 112. В течение
короткой боевой службы "Быстрого" его командиром (точнее, исполняющим
обязанности командира) был капитан 2 ранга С.М. Сергеев. После войны, в
1945 году, его подняли и позже разобрали на металл. Список погибшего 01.07.1941
г. личного состава эсминца "Быстрый": - Свидерский Станислав Осипович
- 1907 г.р., старший политрук, военный коммисар; - Покутний Иван Фомич - 1911
г.р., главный старшина, старшина фин.гр.; - Власенко Григорий Алексеевич -
1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения машин. котельн.; - Поляков
Михаил Пантелеевич - 1915 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения строев.;
- Балусов Иван Тарасович - 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения арт.
электр.; - Сухарев Аркадий Иванович - 1919 г.р., старшина 2 статьи, командир
отделения торп. электр.; - Шемет Григорий Дмитриевич - 1918 г.р., старшина
2 статьи, командир отделения кладовщ.; - Засыпко Иван Демидович - 1915 г.р.,
старший краснофлотец, ст. кот. машин.; - Захаров Иван Васильевич - 1915 г.р.,
старший краснофлотец, ст. кот. машин.; - Логунов Иван Данилович - 1917 г.р.,
старший краснофлотец, ст. кот. машин.; - Тихоненко Степан Николаевич - 1917
г.р., старший краснофлотец, ст. элек. артил.; - Жагала Юрий Макарович - 1916
г.р., старший краснофлотец, ст. электр.; - Власов Константин Константинович
- 1918 г.р., старший краснофлотец, ст. машин.; - Цегельник Зиновий Степанович
- 1917 г.р., краснофлотец, строев.; - Иванисов Федор Сергеевич - 1918 г.р.,
краснофлотец, арт. эл.; - Ежель Борислав Матвеевич - 1921 г.р., краснофлотец,
котельн. машин. |