| ТТД:Водоизмещение: 3230 т.
 Размеры: 
длина - 126,1 м, ширина - 12,7 м, осадка - 4,2 м.
 Скорость полного хода: 38 
узлов.
 Дальность плавания: 3880 миль при 14,7 узлах.
 Силовая установка: 
паротурбинная, 2х36000 л.с.
 Вооружение: 2х2 130-мм универсальные башенные 
артустановки СМ-2-1, 4х4 45-мм автомата СМ-20, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-41, 
6 бомбометов, 2 бомбосбрасывателя, до 50 мин (в перегруз).
 Вооружение после 
модернизации по пр.56-пло: 2х2 130-мм универсальные башенные артустановки СМ-2-1, 
4х4 45-мм автомата СМ-20, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х12 реактивных бомбомета 
РБУ-6000.
 Экипаж: 284 чел.
 История корабля:Эскадренный 
миноносец пр.56
 Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным 
и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Однако проведенные 
испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя по целому ряду 
причин. В результате июне 1951 г. постановлением Совмина серия эсминцев проекта 
41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.  Новому главному конструктору 
проекта, сменившему А. Л. Фишеру было предписано "модернизировать проект 
41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса". 
Новому проекту присвоили номер - проект 56.  Проектирование начали сразу 
с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам 
и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и 
обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы "выдавлена" 
на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек. 
 Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой 
нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как 
показало время, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций 
из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство, 
что они в те годы стали "модными" во всех ведущих флотах мира.  Вооружение 
пр.56 было почти аналогичным вооружению эсминца пр.41. Различие заключалось в 
установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: 
в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов, 
вместо СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50 
со стрельбовой РЛС "Якорь-М", 
а навигационную РЛС "Риф" заменили на РЛС "Нептун".  
Головной корабль пр.56 - эсминец "Спокойный" - был предъявлен на испытания 
в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь 
не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что 
размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса "корпус-винт" 
были неоптимальны. Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в 
области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные 
рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости, 
а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать 
четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило "Спокойному" 
достичь желанных 38 уз.  После длительных испытаний в 1956 г. "Спокойный" 
был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в 
период с 1955 по 1958 г.  Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними 
торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо 
проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения 
войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим 
появлением примерно на десять лет.  К усилению противолодочного вооружения 
эсминцев пр. 56 по пр.56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой 
серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат 
и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500. 
Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, 
так и противолодочными торпедами.  Еще ряд эсминцев в 1969-1971 гг. модернизировали 
по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали 
все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный 
аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также грот-мачту 
с установленными на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный 
комплекс "Волна" с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР 
в погребе, а так-же систему управления огнем "Ятаган", 
антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо 
грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два 
новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления "Рысь". 
На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310.  
В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно 
большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по 
пр.56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся 
в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном 
виде.  Эсминцы пр.56 около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались 
на всех флотах, пока не начали выводиться из боевого состава. Многие крупные технические 
решения, полученные и отработанные на этих кораблях, стали базовыми при разработке 
и создании надводных кораблей основных классов следующих поколений.   Эскадренный 
миноносец "Благородный" проекта 56 был 15.09.1953 г. зачислен в списки 
кораблей ВМФ и 05.03.1955 г. заложен на заводе № 445 (заводской №1207). Спущен 
на воду 30.08.1956 г., вступил в строй 18.07.1956 г. и 30.06.1957 г., подняв Военно-морской 
флаг, вошел в состав ЧФ. 05.06 - 30.06.1967 г., находясь в зоне военных 
действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии.  14.12 
- 18.12.1971 г. нанес визит в Латанию (Сирия);26.06 - 01.07.1980 г. - в Тунис.
 В период с 13.08.1976 г. по 07.09.1977 г. модернизирован на "Севморзаводе" 
в Севастополе по проекту 56ПЛО.  15.09.1982 г. перечислен в состав ЛенВМБ, 
а 25.04.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для 
демонтажа и реализации и 31.12.1989 г. расформирован. |