ТТД: Водоизмещение: 3230 т. Размеры:
длина - 126,1 м, ширина - 12,7 м, осадка - 4,2 м. Скорость полного хода: 38
узлов. Дальность плавания: 3880 миль при 14,7 узлах. Силовая установка:
паротурбинная, 2х36000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм универсальные башенные
артустановки СМ-2-1, 4х4 45-мм автомата СМ-20, 2х5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-41,
6 бомбометов, 2 бомбосбрасывателя, до 50 мин (в перегруз). Вооружение после
модернизации по пр.56-пло: 2х2 130-мм универсальные башенные артустановки СМ-2-1,
4х4 45-мм автомата СМ-20, 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х12 реактивных бомбомета
РБУ-6000. Экипаж: 284 чел. История корабля: Эскадренный
миноносец пр.56 Первым проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным
и реализованным в послевоенное время, следует считать проект 41. Однако проведенные
испытания показали, что удачным корабль все же назвать было нельзя по целому ряду
причин. В результате июне 1951 г. постановлением Совмина серия эсминцев проекта
41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны. Новому главному конструктору
проекта, сменившему А. Л. Фишеру было предписано "модернизировать проект
41 в основном в направлении снижения водоизмещения и изменения формы корпуса".
Новому проекту присвоили номер - проект 56. Проектирование начали сразу
с этапа техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике, системам
и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал более коротким и
обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы "выдавлена"
на верхнюю палубу - это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.
Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой
нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как
показало время, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций
из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство,
что они в те годы стали "модными" во всех ведущих флотах мира. Вооружение
пр.56 было почти аналогичным вооружению эсминца пр.41. Различие заключалось в
установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом:
в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов,
вместо СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50
со стрельбовой РЛС "Якорь-М",
а навигационную РЛС "Риф" заменили на РЛС "Нептун".
Головной корабль пр.56 - эсминец "Спокойный" - был предъявлен на испытания
в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь
не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что
размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса "корпус-винт"
были неоптимальны. Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в
области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные
рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости,
а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать
четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило "Спокойному"
достичь желанных 38 уз. После длительных испытаний в 1956 г. "Спокойный"
был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в
период с 1955 по 1958 г. Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними
торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо
проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения
войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим
появлением примерно на десять лет. К усилению противолодочного вооружения
эсминцев пр. 56 по пр.56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой
серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат
и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500.
Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными,
так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев в 1969-1971 гг. модернизировали
по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали
все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный
аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также грот-мачту
с установленными на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный
комплекс "Волна" с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР
в погребе, а так-же систему управления огнем "Ятаган",
антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо
грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два
новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления "Рысь".
На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310.
В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно
большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по
пр.56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся
в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном
виде. Эсминцы пр.56 около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались
на всех флотах, пока не начали выводиться из боевого состава. Многие крупные технические
решения, полученные и отработанные на этих кораблях, стали базовыми при разработке
и создании надводных кораблей основных классов следующих поколений. Эскадренный
миноносец "Блестящий" проекта 56 был 03.09.1952 г. зачислен в списки
кораблей ВМФ и 20.02.1953 г. заложен в Николаеве на ССЗ №445 им.61 коммунара (заводской
№1201). Спущен на воду 27.11.1953 г., вступил в строй 30.09.1955 г. (военно-морской
флаг поднят 31.12.1954 г.) и 08.10.1955 г. вошел в состав ЧФ. 08.10 - 10.10.1957
г. нанес визит в Сплит (Югославия); 10.10 - 12.10.1957 г. - в Дубровник (Югославия);
В период с 06.02 по 10.03.1960 г. модернизирован на "Севморзаводе" в
Севастополе по проекту 56ПЛО. 20.09.1960 г. эсминец "Блестящий"
был перечислен в состав ТОФ. 26.11 - 01.12.1969 г. - нанес визит в Сиануквиль
(Камбоджа); 26.01 - 30.01.1970 г. - в Ходейду (Северный Йемен); 01.02
- 06.02.1970 г. - в Массауа (Эфиопия); 19.02 - 24.02.1971 г. - вновь в Массауа
(Эфиопия); 19.04 - 23.04.1970 г.- в Порт-Луи (Маврикий). В 1975 г. корабль
прибыл на "Дальзавод" во Владивостоке для среднего ремонта с модернизацией,
который завершен не был. 30.07.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 06.08.1987 г. расформирован.
В 1987 г. был отбуксирован в бухту Труда на о.Русский под разделку на металлолом.
Остатки его находятся там и сегодня. |