ТТД: Водоизмещение: 3101
т. Размеры: длина - 120,5 м, ширина - 12 м, осадка - 4,25 м. Скорость
полного хода: 36,6 узлов. Дальность плавания: 3660 миль при 15,5 узлах.
Силовая установка: ГТЗА типа ТВ-6, двухвальная, 60000 л.с. Вооружение: 2х2
130-мм палубно-башенные артиллерийские артустановки Б-2-ЛМ, 2х2 85-мм башенные
артустановки 92-К, 7х1 37-мм палубных автоматических зенитных установок 70-К (с
1951 г. перевооружены на зенитные автоматы В-11), 2х5 533-мм торпедных аппарата,
10 торпед, 2 бомбомета БМБ-1 или БМБ-2, 2 кормовых бомбосбрасывателя, 74 глубинных
бомбы, в перегруз до 60 мин. Экипаж: 286 чел. История корабля:
Эскадренный миноносец проекта 30-бис. Приступая к созданию эсминцв
проекта 30-бис, советские военно-морские специалисты располагали опытом создания
и боевого применения эсминцев (пр. 7 и 7-у) и лидеров (пр. 1, 20-и и 38). Работа
над эсминцем пр. 30-бис первоначально была поручена Центральному конструкторскому
бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной промышленности. Основанием для этого
послужило совместное решение НК ВМФ и НКСП от 08.10.1945 г. Однако не прошло и
двух месяцев, как письмом НК ВМФ от 28.11.1945 г. окончательно был утвержден состав
вооружения нового эсминца "второй серии" (пр.30-бис) и были переназначены исполнители
проекта последнего - образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта
утвержден А. Л. Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28.01.1947
г. утвердили и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис.
В проект 30-бис по сравнению с "родительским" проектом (эсминец
"Огневой" пр. 30) были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные
размерения (длина, ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся полностью
сварным, а его конструкция позволяла применять новую, более совершенную технологию.
Прочностные характеристики корпусных конструкций отвечали существовавшим тогда
в военном кораблестроении "Требованиям к выполнению расчетов прочности конструкций
корпуса надводных кораблей", изданным в 1944 г., а также, в частности, "Временной
методике расчета прочности конструкций кормовой оконечности". В состав
бортового оружия и вооружения входили 2X2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские
артустановки "Б-2-ЛМ" (с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал,
башенные артустановки "92-К" (боекомплект - по 300 снарядов на ствол), а также
7X1-37/63 мм/кал палубных автоматических зенитных установок "70-К". С 1951 г.
эсминцы пр. 30-бис были взамен последних перевооружены на новые зенитные автоматы
того же калибра "В-11". Боезапас включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное
вооружение состояло из двух палубных наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов
калибра 53 см типа ША-53-З0-бис" (боекомплект - 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис".
Противолодочное вооружение было предоставлено двумя бомбометами типа "БМБ-1" или
"БМБ-2", а также двумя кормовыми бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных
и малых глубинных бомб - соответственно 22 и 52 шт. В перегруз эсминцы могли брать
и мины заграждения: 52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ") или 60 шт. типа "М-26". Как и
на ЭМ пр. 30-к, предусматривалось радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения
воздушных целей "Гюйс-1М" (на пр. 30-к - "Гюйс-1Б"), РЛС обнаружения надводных
целей "Риф-1", артиллерийские РЛС "Редан" (для главного калибра) и "Вымпел-2"
(для зенитного калибра). В качестве навигационной РЛС применили станцию "Рым-1".
Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров. Создание эсминцев
по пр. 30-бис для советского кораблестроения стало неординарным явлением, ранее
не встречавшимся. За всю историю отечественного флота и кораблестроения предполагалась
постройка самой большой по численности единиц в серии крупных надводных кораблей
(всего ЭМ пр. 30-бис было построено и введено в состав ВМФ 68 ед.). Основными
технологическими процессами, характеризовавшимися своими особенностями при постройке
ЭМ пр. 30-бис, стали плазовые работы, обработка металла корпуса, а также сборка
и сварка корпуса корабля на стапеле и достроечные работы. При постройке технологически
корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка и сварка секций выполнялись в сборочном
(корпусном) цеху в специальных "постелях", после чего секции транспортировали
в стапельный цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса по заданной
технологии. Протяженность сварных швов составляла примерно 16000 м; для сварочных
работ на одном таком корабле требовалось примерно 17 т сварочных электродов. Состав
и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов были примерно такими
же, как и на ЭМ пр. 30. Расположение котельных и машинных отделений также эшелонное:
два носовых котельных - одно машинное (носовое) отделение ; два кормовых котельных
- одно (кормовое) машинное отделение. Главные паровые котлы типа КВ-30 относились
к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную
поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторним дутьем воздуха в котельное
отделение. В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах пр. 30-бис применялись
ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность на переднем ходу до 60000 л.с. Для передачи
на гребные винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных валопроводов.
После завершения строительства эсминцев пр. 30-бис часть кораблей прошла
модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических средств
был заменен на более современные либо вообще был убран с корабля. Основными направлениями
модернизационных работ, выполнявшихся на "тридцатках-бис", входивших на то время
в состав нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых средств
кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение условий обитаемости личного
состава эсминцев. Моряки, служившие на "тридцатках-бис", любили за их простоту
и надежность. И именно этим эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана,
где впоследствии они передали решение задач боевой службы более современным своим
собратьям. Эсминец "Боевой" был зачислен в списки кораблей ВМФ
03.12.1947 г. и 21.12.1949 г. заложен на заводе № 445 (заводской № 1106). Спущен
на воду 29.04.1950 г., вступил встрой 19.12.1950 г. и 11.01.1951 г., подняв Военно-морской
флаг, вошел в состав ЧФ. 03.08.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован
в ЦЛ, но 25.11.1964 г. возвращен в класс ЭМ и исключен из состава ВМФ СССР в связи
с предстоящей передачей ВМС Индонезии. Впоследствии входил в состав индонезийских
ВМС как "Sultan Badarudin", а в 1973 г. был разоружен и продан на слом. |