Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
         
      Эскадренный миноносец "Бойкий"  
 
"Бойкий"
 
"Бойкий"
 
"Бойкий"
 
"Бойкий"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2402 т.
Размеры: длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м.
Скорость полного хода: 38,6 узлов.
Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм артустановки Б-13-2, 2х1 76-мм орудия 34-К, 3х1 45-мм орудия 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин.
Экипаж: 236 чел.

История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга.

ЦКБС-1 начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7". В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия "Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".

21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара.

Сравнение основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Эсминец "Бойкий" был заложен 17.04.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве, спущен на воду 29.10.1936 г., вступил в строй 09.03.1939 г. Третий из эсминцев проекта 7 николаевской постройки.

К началу Великой Отечественной корабль прошел гарантийный ремонт. Одним из наиболее ярких эпизодов участия "Бойкого" в войне стали его действия при обороне Одессы. В течение августа - сентября 1941 года эсминец отконвоировал 13 транспортов, перевез 1100 солдат и офицеров, 50 ящиков с оружием и 320 т боеприпасов. Он про­извел 21 стрельбу по вражеским объектам на суше (5-6 сентября подавил две батареи в районе поселка Новая Дофиновка) и отразил 32 атаки фашистских бомбардировщиков. "Бойкий" совместно с "Безупречным" и "Беспощадным" поддерживал огнем высадку знаменитого десанта под Григорьевкой.

При обороне Севастополя "Бойкий" отконвоировал 15 транспортов, непосредственно перевез около 1900 человек, 242 т вооружений и 180 т продовольствия. Эсминец провел 22 стрельбы главным калибром по гитлеровским войскам и 21 раз отражал воздушные атаки. 6 ноября корабль переправил из Ялты в Севастополь рекордное количество гру­за - 830 солдат, 3 пушки, 6 минометов и более 40 ящиков с боеприпасами и имуществом.

28-30 декабря 1941 года "Бойкий" прикрывал десантную операцию в Феодосии, высадил 470 бойцов и перевез значительное количество оружия и боеприпасов.

Всего за 1941 год эсминец прошел 26 000 миль, провел 47 стрельб по береговым целям - выпустил 1227 130-мм снарядов, выставил 106 мин, уничтожил 14 плавающих мин и сбросил 10 глубинных бомб по предполагаемым подводным лодкам. "Бойкий" отконвоировал 49 транспортов, перевез 4883 красноармейца и эвакуируемых гражданских лиц, 6 противотанковых пушек, несколько сотен тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия.

За это время вражеские самолеты сбросили на "Бойкий" 334 бомбы и 10 торпед, но ни одного прямого попадания не добились. При отражении воздушных атак эсминец выпустил 926 76-мм, 2655 37-мм снарядов и 2944 12,7-мм пули, сбив три и повредив два неприятельских бомбардировщика.

Вечером 13 января 1942 года при выходе из Новороссийска "Бойкий" столкнулся с транспортом "Серов". В районе 18 - 30-го шпангоутов образовалась глубокая пробоина. Корабль пришлось отправить на ремонт в Туапсе. В феврале - марте "Бойкий" неоднократно выходил в море для обстрела береговых позиций врага в районе Феодосии, Судака, Владиславовки, Новомихайловки.

22 марта эсминец, находясь на траверзе Сочи, попал в сильный шторм (ветер 9 баллов, волнение до 8 баллов). Полубак начал сильно зарываться в воду, его настил, несмотря на установку подкреплений, просел и деформировался. Местами в корпусе образовались трещины, сорвало и смыло за борт вьюшку. Но самое удивительное, что от ударов волн образовались трещины в щите 1-го 130-мм орудия. Это весьма красноречивая характеристика качества "брони", из которой порой делалась противоосколочная защита артиллерии.

После ремонта "Бойкий" использовался для конвойной службы и набеговых операций. До июля 1942 года он совершил 6 рейсов в осажденный Севастополь, получил ряд осколочных повреждений в результате воздушных атак, из-за чего вновь был поставлен на ремонт.

3 октября он выходил на обстрел портовых сооружений Ялты, сделав вместе с "Сообразительным" более 300 выстрелов из 130-мм орудий, затем участвовал в перевозке войск из Поти в Туапсе.

С 29 ноября по 2 декабря 1942 года Черноморский флот предпринял попытку провести набеговую операцию на коммуникации противника. С этой целью к не­приятельским берегам были направлены два отряда: 1-й под командованием вице-адмирала Л.А. Владимирского (крейсер "Ворошилов", лидер "Харьков" и эсминец "Сообразительный") и 2-й под командованием командира 1-го дивизиона эсминцев капитана 2 ранга П.А. Мельникова ("Бойкий" и "Беспощадный").

Поход первого отряда оказался неудачным: у острова Фидониси крейсер "Ворошилов" подорвался сразу на двух минах и вынужден был срочно вернуться в Поти. Второй отряд, приняв топливо в Туапсе, направился к болгарскому побережью. Утром 1 декабря у мыса Калиакра оба эсминца попали в сплошной туман.

О том, что произошло дальше, до сих пор существуют противоречивые версии. По докладу командиров, между мысами Калиакра и Шабла ими были обнаружены 4 вражеских транспорта, стоявшие у берега и пережидавшие туман. Первым открыл огонь, а минуту спустя выпустил торпеды из первого аппарата "Беспощадный", но промахнулся. Затем с дистанции в 5-6 кбт дал 6-торпедныйзалп "Бойкий". Несколько минут спустя, в 8.12, послышался сильный взрыв - наши моряки посчитали, что это было попадание сразу в два транспорта. По советским эсминцам открыла огонь береговая батарея. Снаряды стали ложиться в 15 - 30 м от борта, поэтому "Бойкий" и "Беспощадный" отошли, но, развернувшись в тумане, в 8.30 повторили атаку.

Корабли открыли огонь из 130-мм орудий, а "Беспощадный" выпустил последние три торпеды из второго аппарата. Наблюдатели доложили, что от прямого торпедного попадания один транспорт переломился надвое и затонул, на другом вспыхнул пожар. Эсминцы вновь были обстреляны с берега, но, увеличив скорость до 20 узлов, благополучно покинули опасную зону, попутно уклонившись от якобы замеченной вражеской подводной лодки.

2 декабря эс­минцы вернулись в Поти. За этот поход протяженностью 1240 миль "Бойкий" израсходовал 439 т топлива. Командование поверило докладу командиров эсминцев, и данный эпизод в литературе обычно описывался именно в такой интерпретации. Даже в не предназначавшихся для печати дневниках командующий флотом адмирал Ф.С. Октябрьский записал, что "Бойкий" и "Беспощадный" уничтожили один танкер в 10-12 тысяч т, два транспорта по 3-4 тысяч т "и, видимо, одну румынскую канлодку".

Однако впоследствии факт гибели транспортов не подтвердился. Согласно авторитетным исследованиям последних лет, как зарубежным, так и отечественным, вражеских судов в тот момент в указанном месте не было. Скорее всего, в тумане за транспорты приняли скалы, и именно по камням эсминцы разрядили свои торпедные аппараты - это наиболее логичное объяснение ошибки наших моряков. Так что единственное за всю войну применение "семерками" торпед следует признать безуспешным.

В январе 1943 года "Бойкий" занимался конвойной службой, а затем участвовал в операции по обстрелу гитлеровских войск в районе Новороссийска. 5-6 февраля эсминец попал в жестокий шторм и получил серьезные повреждения. В частности, в верхней палубе (преимущественно по сварным швам) и в наружной обшивке борта образовались трещины длиной до 50 см, были деформированы комингсы и крышки люков, сорваны задрайки, почти из всех топливных цистерн начал вытекать мазут в соседние помещения. Корабль вновь пришлось основательно ремонтировать.

27 февраля за активные боевые действия в течение первых полутора лет войны эсминец "Бойкий" был награжден орденом Красного Знамени.

Весной - летом 1943 года "Бойкий" участвовал в набеговых операциях на ближние коммуникации противника. 26 августа в составе соединения выходил в море для постановки минного заграждения, но был обнаружен вражеским самолетом и по приказу командования вернулся в базу.

Интенсивная эксплуатация корабля сказалась на экономичности его механизмов: за этот поход протяженностью 817 миль в топках сожгли 454 т мазута - значительно больше, чем в прежние времена. Правда, на это повлияло и низкое качество мазута, которым приходилось заправлять наши корабли в Поти и Батуми. Износ котельно-турбинной установки, а также фактический запрет командования использовать крупные корабли на Черноморском театре после трагической гибели лидера "Харьков" и двух эсминцев в октябре 1943 года привели к тому, что на заключительном этапе Великой Отечественной войны "Бойкий" выходил в море лишь эпизодически и в боевых действиях участвовал очень ограниченно.

С 1948 г. по 27.12.1951 г. эсминец "Бойкий" прошел капитальный ремонт.

17.02.1956 г. был выведен из боевого состава и переклассифицирован в опытовое судное ОС-18.

11.03.1958 г. исключен из состава флота, и в 1958-1959 гг. разделан на металл в Севастополе.

Почти в течение всей войны "Бойким" командовал капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга и капитан 2 ранга) Г.Ф. Годлевский, 24.4.1944 г. его сменил капитан 2 ранга Л.Г. Леут, а 12.6.1944 г. - капитан 3 ранга В.Г. Бакарджиев.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте