ТТД: Водоизмещение: 3620 т. Размеры:
длина - 126,1 м, ширина - 12,7 м, осадка - 4,5 м. Скорость полного хода: 34,5
узлов. Дальность плавания: 2150 миль при 17 узлах. Силовая установка:
паротурбинная, 2х36000 л.с. Вооружение: 1х2 130-мм универсальная башенная
артустановка СМ-2-1, 3х4 45-мм зенитных автомата СМ-20ЗИФ, 1х2 ПУ ЗРК "Волна-М"
(16 зенитных ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2 реактивных бомбомета РБУ-2500.
Экипаж: 270 чел. История корабля: Эскадренный миноносец пр.56К Первым
проектом эскадренного миноносца в нашем ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное
время, следует считать проект 41. Однако проведенные испытания показали, что удачным
корабль все же назвать было нельзя по целому ряду причин. В результате июне 1951
г. постановлением Совмина серия эсминцев проекта 41 была прекращена, а заложенные
эсминцы разобраны. Новому главному конструктору проекта, сменившему А.
Л. Фишеру было предписано "модернизировать проект 41 в основном в направлении
снижения водоизмещения и изменения формы корпуса". Новому проекту присвоили
номер - проект 56. Проектирование начали сразу с этапа техпроекта, поскольку
основные решения по вооружению, энергетике, системам и т. п. сохранялись по проекту
41. Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых
внутренних объемов была как бы "выдавлена" на верхнюю палубу - это определило
более развитый комплекс корабельных надстроек. Для компенсации снижения
остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки. Поэтому пошли на
применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как показало время, такое решение
было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций из АМГ. Однако в какой-то
мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство, что они в те годы
стали "модными" во всех ведущих флотах мира. Вооружение пр.56
было почти аналогичным вооружению эсминца пр.41. Различие заключалось в установке
совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: в носу,
в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов, вместо
СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой
РЛС "Якорь-М",
а навигационную РЛС "Риф" заменили на РЛС "Нептун".
Головной корабль пр.56 - эсминец "Спокойный" - был предъявлен на испытания
в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь
не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что
размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса "корпус-винт"
были неоптимальны. Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в
области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные
рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости,
а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать
четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило "Спокойному"
достичь желанных 38 уз. После длительных испытаний в 1956 г. "Спокойный"
был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в
период с 1955 по 1958 г. Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними
торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо
проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения
войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим
появлением примерно на десять лет. К усилению противолодочного вооружения
эсминцев пр.56 по пр.56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой
серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат
и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500.
Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными,
так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев в 1969-1971 гг. модернизировали
по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали
все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный
аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также грот-мачту
с установленными на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный
комплекс "Волна" с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР
в погребе, а так-же систему управления огнем "Ятаган",
антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо
грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два
новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления "Рысь".
На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310.
В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно
большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по
пр.56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся
в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном
виде. Эсминцы пр.56 около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались
на всех флотах, пока не начали выводиться из боевого состава. Многие крупные технические
решения, полученные и отработанные на этих кораблях, стали базовыми при разработке
и создании надводных кораблей основных классов следующих поколений. Эскадренный
миноносец "Бравый" проекта 56 был 03.09.1952 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ, 25.07.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе имени 61 коммунара в Николаеве
(заводской № 1203), спущен на воду 28.02.1955 г. Вступил в строй 09.01.1956 г.
и 28.01.1956 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Черномосркого флота. В
1959-60 гг. в Севастополе на "Севморзаводе" №497 им.С. Орджоникидзе
был модернизирован по проекту 56К, став первым в отечественном флоте кораблем,
оснащенным ЗРК. 24.08 - 28.08.1976 г. нанес визит в Бисау (Гвинея-Бисау);
09.11 - 12.11.1976 г. - в Луанду (Ангола); 22.11 - 27.11.1976 г. - в Лагос
(Нигерия); 05.08 - 09.08.1977 г. - в Констанцу (Румыния). В период
с 02.03.1979 г. по 06.05.1985 г. прошел на "Севморзаводе" в Севастополе
капитальный ремонт. 30.07.1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи
с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 06.08.1987 г. расформирован и сдан
на слом. |